ТАНКИ БРИТАНИИ

1903-1919гг.

 

© Смирнов А.Г., 2016г.

 

 

 

1 Директория, 1903г.

Высококолесная концепция (бк) 1903г.

 

Директория основана на идее бронированных вооруженных машин повышенной проходимости на трехметровых pedrial колесах Диплока, публично высказанной фантастом Г.Уэллсом.

 

1.1) Land Ironclad

Реликтовый прототип «Сухопутный броненосец», UK, 1903 - (бк)1

Сухопутный броненосец: 30 м, ?т, автоматические винтовки шт. и, возможно, пулеметы – шт.?, 42 чел

Иллюстрация «Сухопутного броненосца», январь 1904г.

Фантастический рассказ Г.Уэллса, декабрь 1903г.

 

 

2 Директория, 1914-1915гг.

Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.

 

Идея капитана Туллоча (Туллока) о «сухопутном линкоре» («сухопутном крейсере») на шасси гусеничных тракторов Hornsby.

 

2.1) Land Ship

Дублирующий реликтовый прототип «Сухопутный линкор», UK, 1914 - (бгм)7

Сухопутный линкор: 100-300т, 6х12-фунтовых ор, 12пуль, 100 чел

Точного изображения или чертежей не существовало, только идея, на рисунке отражена общая концепция, очень и очень условно.

Идея, октябрь 1914г. – февраль 1915г., Tulloch

 

 

3 Директория, 1915г.

Высококолесная концепция (бк) 1903г.

 

Директория основана на концепции высококолесной конструкции типа лэндшип, предложенную британским офицером Хезерингтоном (T.G. Hetherington). Образцов, реализованных в металле, построено не было.

 

Дублирующий реликтовый прототип Big Wheel Machine, UK, 1914 – (бк)7

The Big Wheel Machine

 

3.1) Pedrial Big Wheel

Прямой прототип: Big Wheel Machine

Сухопутный линкор: 20т, 102 мм, ? пуль, ? чел

Сухопутный линкор: 20т, 2х37/57мм, 12 пуль, 18?  чел

Проект Хезерингтона при участии д’Энкура, февраль-март 1915г.

 

 

4 Директория, 1915г.

Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.

 

В первой половине 1915г., наряду с другими, конкурировала идея разработки боевой машины на моногусеничном pedrial ходу. После постройки опытного шасси от идеи отказались.

 

Дублирующий реликтовый прототип Diplock pedrails, UK, 1915 – (бгм)10

Diplock pedrails

полу-тонный моногусеничный pedrial прицеп

Проект коммодора Суэтера (Sueter), январь-февраль 1915г.

Выпускался январь 1915г., Pedrail Transport Ltd.

Выпущено 1 шт. (опытный).

 

4.1) Pedrial Landship Mk I

Непосредственный прототип: Diplock pedrails (бгм)10

Танк-транспортер: 25-28т, 12-фунтовое ор, 8 чел + 20 чел десанта

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/pedrail_landship/pedrail_project_3.jpg

Проект, 1915г. февраль-март

(опытное шасси строилось летом 1915г., Metropolitan Carrige, Wagon & Finance Co., Stothert & Pitt Ltd.)

 

4.2) Pedrial Landship Mk II

Непосредственный прототип: Pedrial Landship Mk I

Танк-транспортер: 25-28т, 12-фунтовое ор, 8 чел + 50 чел десанта (по спецификации)

Проект, 1915г.

 

 

5 Директория, 1915г.

Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.

 

Не реализованные в металле проекты гусеничных машин инженера Макфи.

 

Дублирующий реликтовый прототип тип Macfie, UК, 1915 – (бгм)8

Macfie’s amphibious tracklayer

Трехгусеничное бронированное амфибийное шасси

Проект, апрель 1915г., Macfie

 

5.1) Macfie’s tracked vehicle

Непосредственный прототип: Macfie’s amphibious tracklayer

Сухопутный линкор: 25-30т, 2х57?мм, 4 пуль?, 10-12? Чел

Проект четырехгусеничного танка, апрель 1915г., Macfie

 

 

6 Директория, 1915г.

Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г.

 

Летом 1915г. был построен единственный объект этой Директории – первый в истории бронированный трактор (без вооружения) или эрзац танк.

 

Дублирующий реликтовый прототип трактор «Киллен-Страйт», UК, 1915 – (тр)2

Трактор «Киллен-Страйт»

трехгусеничный трактор

Имел деревянные траки на гусеницах.

 

6.1) Killen-Strait Armored Tractor

Непосредственный прототип: американский трактор «Киллен-Страйт»

Бронированный гусеничный трактор: 2-4?т, пуль, 2 чел

Проект, июль 1915г.

 

 

 

Выпускался июль 1915г., RNACD (Royal Naval Armoured Car Division)

Выпущено 1 шт. (опытный)

 

 

7 Директория, 1915-1918гг.

Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г.

 

Идея приспособить шасси гусеничного трактора под боевую машину витала едва ли не с осени 1914г. Весной-летом 1915г. выбор пал на американский трактор Bulloсk. Первый образец на базе Bulloсk оказался неудачным. После глубокой модернизации ходовой части появилась машина, которая считается первым реальным танком - Little Willie. От этой машины ведет свою родословную первый в мире маневренный танк Light Tank Mk A, Whippet, который активно применялся во время WWI. Отталкиваясь от конструкции Little Willie, предпринимались попытки разработать тип танка с противоснарядной броней.

 

Основной прототип Трактор Bulloсk, UК, 1915 – (тр)24

Bullock

Полугусеничный трактор

Американская фирма производитель Bullock Tractor Co., Chicago, USA

 

7.1) Crompton’s Project/Pedrial Landship Mk III

Непосредственный прототип: трактор Bullock

Танк-транспортер: 25т, 2х40мм/4пуль,/огнемет,  8? чел + 50 чел десанта (по спецификации)

Проект, 1915г.

Испытания сдвоенных шасси тракторов Bullock, июль 1915г.

Шасси строилось силами RNACD (Royal Naval Armoured Car Division)

 

7.2) Lincoln Machine No.1

Непосредственный прототип: Crompton’s Project

Бронированный полугусеничный трактор:

- проект: 16,5т, 40мм, 6 ручных пулеметов, 6 чел

- опытный образец: 14т, б/в, 2 чел

Разработка июль 1915г., Tritton

Выпускался август - сентябрь 1915г., William Foster & Company of Lincoln

Выпущено 1 шт. (опытный)

Эксплуатация 1915, испытания 17 сентября, затем к 6 декабря 1915г. переделан в Little Willie

 

7.3) Little Willie/ Tritton’s Tank

Непосредственный прототип: Lincoln Machine No.1

Танк средний по массе:

- проект: 16,5т, 40мм, 6 ручных пуль, 6 чел

 

- опытный образец: 18,3т, б/в, 2 чел

Конверсия из Lincoln Machine No.1, сентябрь-ноябрь 1915г., William Foster & Co.

Выпущено 1 шт. (опытный)

 

7.4) Foster’s Battletank

Прямой прототип: Little Willie

Сверхтяжелый танк: 100т, 2х57мм, 5 пуль, 11 чел

Проект, июнь-июль 1916г., Tritton

 

7.5) Flying Elephant

Непосредственный прототип: Fosters Battletank

Сверхтяжелый танк: ~100т, 57мм/75мм, 4 чел

Проект танка Flying Elephant, дизайн А, июль-август 1916г.

Сверхтяжелый танк: 60т, 57мм/75мм, 6 пуль, 8-10 чел

Проект танка Flying Elephant, дизайн В, август 1916- январь 1917г.

Проект июль 1916 - январь 1917г.

Стадия макета, 1916г.

Проектировался как танк с противоснарядной броней (толщина брони 51мм).

 

7.6) Chaser/Trittons Tank №2

Непосредственный прототип: Little Willie

Средний по массе легкий кавалерийский танк: 14т, пуль, 2 чел

Башенная машина с одним пулеметом на шасси Little Willie.

Проект, сентябрь- октябрь 1916г., Tritton

Выпускался декабрь 1916г., William Foster & Co.

Выпущено 1 шт. (опытный)

Эксплуатация 1917г.

 

7.7) Light Tank Mk A, Whippet/ Medium Tank Mk A

Непосредственный прототип: Chaser

Средний по массе легкий кавалерийский танк: 14,225т, 4пуль, 3-4 чел

Проект, август-сентябрь 1917г.

Выпускался октябрь 1917 – октябрь1918гг., "William Foster & Co", «Северо-Британские паровозостроительные заводы»

Принят на вооружение.

Выпущено 200 шт.

Эксплуатация 1917 – 1922гг. (в ЮАС до 1925/27гг.)

Принимал участие в БД (WWI)

После службы в британской армии экспорт:

Япония

1919г.

1919-1929гг.

6 шт.

Россия

1919г.

1919-1920гг.

17 шт.

Трофейное применение:

Германия

1918г.

1918-1919гг.

2-4 шт. (бывш. британские)

СССР

1929-1920г.

1920-1930гг.

12 шт. (бывш. русские)

 

7.8) Whippet Mk A Johnson

Непосредственный прототип: Light Tank Mk A, Whippet

Экспериментальный средний по массе танк: 14,225т, 4пуль, 3чел

Конверсия из Light Tank Mk A, Whippet, 1918г., Центральные мастерские Танкового корпуса (Central Tank Corps Workshops)

Выпущено 1 шт. (опытный)

Эксплуатация 1918г.

 

 

8 Директория, 1915-1919гг.→

Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.

 

Тракторное шасси не вполне удовлетворяло военных в смысле проходимости сильно пересеченной местности поля боя, изрытого воронками и перекопанного траншеями. Осенью 1915г. конструкторы переделали тракторную ходовую часть таким образом, чтобы гусеничный движитель охватывал весь корпус машины. Вооружение при этом перенесли в боковые спонсоны, а двигатель занял центральное положение. Именно такая ромбовидная конструкция получила название «танк» и впервые была применена в боевых условиях в сентябре 1916г. В 1916-1918гг. в Британии производились тяжелые ромбовидные танки, а в 1918г. в ограниченном количестве успели выпустить средние по массе ромбовидные танки. Вершиной тяжелого ромба времен WWI считается совместный британо-американский Heavy Mk VIII.      

 

8.1) Big Willie/Mother

Синтетический прототип «Большой Вили», UK, 1915 – (бгм)4

Тяжелый по массе пехотный танк: 26т, 2х57мм, пуль, 8 чел

танки войны

Танк "Большой Вилли"

File:MkITankMotherHatfieldPark1916.jpg

http://mailer.fsu.edu/%7Eakirk/tanks/GreatBritain/GB-MK1-diagram.jpg

Разработка, сентябрь-ноябрь 1915г., Tritton, Wilson

Выпускался декабрь 1915г. - январь 1916г., William Foster & Co.

Выпущено 1 шт. (предсерийный)

Эксплуатация 1916г.

 

8.2) Flotilla Leader

Непосредственный прототип: «Большой Вили»

Тяжелый танк: 45т, 2х57мм, 13пуль, 19-21 чел

 

Проект, март-апрель 1916г., Wilson

 

8.3) Heavy Tank Mk I

Непосредственный прототип: «Большой Вили»

Тяжелый по массе пехотный танк:

- самец: 28,45т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел

Танк Марк-I

- самка: 27,43т, 5 пуль, 8 чел

бронетехника Англии

http://mailer.fsu.edu/%7Eakirk/tanks/GreatBritain/GB-MkI-Female.JPG

File:Mark I series tank.jpg

Выпускался май-ноябрь 1916г., William Foster & Co., Metropolitan Carriage and Wagon, Oldbury Wagon

Принят на вооружение.

Выпущено 150 шт. (75 самцов и 75 самок)

Эксплуатация 1916 – 1918гг.

Принимал участие в БД (WWI)

 

8.4) Heavy Tank Mk II

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk I

Тяжелый по массе пехотный танк:

- самец: 28,45т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел

- самка: 27,43т, 5пуль, 8 чел

http://mailer.fsu.edu/%7Eakirk/tanks/GreatBritain/GB-MkII-Female.JPG

Выпускался декабрь1916г. – январь 1917г., "William Foster & Co", Metropolitan Carriage and Wagon

Принят на вооружение.

Выпущено 50 шт. (25 самцов и 25 самок)

Эксплуатация 1917-1918гг.

Принимал участие в БД (WWI)

В боевой обстановке применялись только 45 единиц, прочие 5 единиц «самки» использовались в экспериментальных целях.

Трофейное применение

Германия

1917г.

1918г.

1 шт. (бывш. британские)

 

8.5) Heavy Tank Mk III

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk I

Тяжелый по массе пехотный танк:

- самец: 28,45т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/heavy_tank_mk1/heavy_mk3_1.jpg

- самка: 27,43т, 5пуль, 8 чел

Выпускался январь-февраль 1917г., Metropolitan Carriage and Wagon

Принят на вооружение.

Выпущено 50 шт. (25 самцы и 25 самки)

Эксплуатация 1917-1925?гг. (в качестве учебных)

 

8.6) Mk.II "Wilson Epicyclic Tank"

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II

Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2 чел

Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с планетарной коробкой передач Вильсона.

Выпускался февраль 1917г., Metropolitan Carriage and Wagon

Выпущено 1 шт. (опытный)

Эксплуатация 1917г.

 

8.7) Mk.II "Wilkins Multiple Clutch Tank" 

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II

Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 4 чел

Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с опытной механической трансмиссией.

Выпускался февраль 1917г.

Выпущено 1 шт. (опытный)

Эксплуатация 1917г.

 

8.8) Mk.II "Foster-Daimler Petroil Electric Tank" 

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II

Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2? чел

Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с опытной электротрансмиссией по типу французского танка «Сен-Шамон».

Выпускался февраль 1917г., "William Foster & Co."

Выпущено 1 шт. (опытный)

Эксплуатация 1917г.

 

8.9) Mk.II "Westinghouse Petroil Electric"

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II

Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2? чел

Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с опытной оригинальной электротрансмиссией.

Выпускался февраль 1917г., «Бритиш Вестингауз»

Выпущено 1 шт. (опытный)

Эксплуатация 1917г.

 

8.10) Mk.II "William-Jenney Hydraulic" 

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk II

Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2? чел

Один из экспериментальных Mk II, без спонсонов и вооружения с опытной гидравлической трансмиссией.

 

Выпускался февраль 1917г., з-д Brown Brothers, Эдинбург

Выпущено 1 шт. (опытный)

Эксплуатация 1917г.

 

8.11) Heavy Tank  Mk IV

Непосредственный прототип: Heavy Tank  Mk I

Тяжелый по массе пехотный танк:

- самец: 28 (27,4)т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел

http://mailer.fsu.edu/%7Eakirk/tanks/GreatBritain/GB-MarkIV-Male.JPG

E1972.63 - Mark IV male -  -  - 7047-059

- самка: 26,4т, 5пуль, 8 чел

http://wwi.hut2.ru/tank/74.jpg

File:Mark IV tank.jpg

http://mailer.fsu.edu/%7Eakirk/tanks/GreatBritain/GB-MarkIV-Female.JPG

File:MarkIVFemaleTankAshfordKent.jpg

Разрабатывался февраль 1917г.

Выпускался март 1917г. - октябрь 1918г., Metropolitan Carriage and Wagon (построено больше всего – 640 шт.), William Foster & Co. of Lincoln (100 «самцов»), Armstrong-Whitworth (100 шт.), Coventry Ordnance Works (100 шт.), William Beardmore and Company (25 шт.), Mirrlees Watson & Co. (50 шт.)

Принят на вооружение.

Выпущено 1015/1016 шт. (420 самцы и 595/596 самки)

Эксплуатация 1916 – 1918гг.

Принимал участие в БД (WWI)

Поступление на вооружение и эксплуатация

Британия

1917-1918гг.

1917-1925гг.

1003 шт.

США

1918г.

1918-19??гг.

1 шт.

После службы в британской армии экспорт:

Япония

1918г.

1918-19??гг.

1 шт.

Трофейное применение

Германия

1917г.

1918-1919гг.

44 (бывш. британские)

 

8.12) Heavy Tank Mk V

Непосредственный прототип: Mk.II "Wilson Epicyclic Tank"

Тяжелый по массе пехотный танк:

- самец: 29,47т, 2х57мм, 4пуль, 7-8 чел

http://en.academic.ru/pictures/enwiki/66/British_Mark_V_%28male%29_tank.jpg

http://mailer.fsu.edu/%7Eakirk/tanks/GreatBritain/GB-MarkV-Male.jpg

- самка: 28,45т, 6пуль, 7-8 чел

- композит: 29т, 57мм, 5пуль, 7-8 чел

http://mailer.fsu.edu/%7Eakirk/tanks/GreatBritain/GB-MarkIV-Hermaphrodite.JPG

Разрабатывался март 1917г. – декабрь 1917г. 

Выпускался декабрь 1917 - июнь 1918гг., Metropolitan Carriage and Wagon («Метрополитэн Кэрридж, Вэгон энд Файненс Компани».), завод в Бирмингеме.

Принят на вооружение.

Выпущено 400 шт. (200 самцов и 200 самок; в 1918г. в Центральных мастерских Танкового корпуса во Франции некоторое количество самок были переделаны в композиты).

Поступление на вооружение и эксплуатация

Британия

1917-1918гг.

1917-1925гг.

381 шт.

США

1918г.

1918-1920?гг.

19 шт.

Принимал участие в БД (WWI)

После службы в британской армии экспорт:

Россия

1919г.

1919-1920гг.

 59 шт.

Эстония

1919г.

1919-1938гг.

4 шт.

Латвия

1919г.

1919-1930гг.

2 шт.

Трофейное применение

Ирландия

1919?-1930гг.

1 шт. (бывш. англ.)

СССР

1919-1920гг.

1920-1930гг.

1940г.

1941г.

45 (бывш. русские)

4 шт. (бывш. эстонские)

(WWII)

Германия

1941г.

1945г.

2 шт. (бывш. советские)

(WWII)

 

8.13) Heavy Tank Mk VI

Прямой прототип: Heavy Tank Mk IV

Тяжелый по массе пехотный танк: 33т, 57мм, 4 пуль, 8 чел

Разрабатывался май-июнь 1917г.

Стадия деревянного макета, июнь - июль1917г., Metropolitan

 

8.14) Heavy Tank Mk VII

Непосредственный прототип: Mk.II "William-Jenney Hydraulic

Тяжелый по массе пехотный танк: 37т, 2х57мм, 5пуль, 8 чел

http://wwi.hut2.ru/tank2/Mark7.jpg

Разрабатывался март1917г. – март 1918г.,  з-д Brown Brothers

Выпускался 1918г. (с июля), з-д «Братья Браун» в Эдинбурге

Принят на вооружение.

Выпущено 3 шт.

Эксплуатация 1918 – 1925гг.

 

8.15) Heavy Tank Mk V «Tritton’s»

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk IV

Тяжелый по массе пехотный танк:

- самец: ?т, 2х57мм, 4пуль, 8 чел

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/heavy_tank_mk6/heavy_mk6_2.jpg

- самка: ?т, 6пуль, 8 чел

Проект, июнь - июль 1917г., Metropolitan

 

8.16) Medium Tank Mk B

Прямой прототип: Heavy Tank Mk V

Средний по массе маневренный танк:

- самка: 18т, 4-5пуль, 5 чел

Разрабатывался осень 1917г.- июль 1918г.

Выпускался сентябрь 1918 – февраль/март 1919гг., North British Locomotive в Глазго, Coventry Ordnance Works and the Patent Shaft и Axletree Company

Принят на вооружение.

Выпущено 102 шт. (на вооружении UK армии только 45 шт., остальные сохранялись на складе или экспортировались)

Поступление на вооружение и эксплуатация

Британия

1918-1919гг.

1918-1925гг.

45 шт.

Россия

1919г.

1919-1920гг.

1 шт.

Латвия

1919г.

1919-1929гг.

2 шт. (из числа ранее поставленных в Россию)

Трофейное применение

СССР

1920г.

1920-1924?гг.

1 шт. (бывш. русский)

- самец: 18т, 40мм/57мм, 3пуль, 5 чел

Проект осень 1917г.- март 1918г.

 

8.17) Mk IV Johnson

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk IV

Экспериментальный тяжелый по массе танк: ок. 30т, ор?, пуль?, 4 (?) чел

Выпускался ноябрь 1917г., Центральные мастерские танкового корпуса

Выпущено 1 шт. (опытный)

 

8.18) Mark IV Tadpole

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk IV

Экспериментальный тяжелый по массе танк: более 28т, 2х57мм, 3пуль, 8 чел

Разработка декабрь 1917г., Tritton

Выпускался март 1918г.

Выпущено 1 шт. (опытный)

 

8.19) Medium Tank Mk C

Прямой прототип: Heavy Tank Mk VI

Средний по массе маневренный танк:

- самка: 19,5т, 4пуль, 4 чел

Разрабатывался зима 1917/18гг. – апрель 1918г.

Выпускался август-декабрь 1918г., William Foster & Co Ltd, Armlet & Wortley

Принят на вооружение.

Выпущено 50/36 шт.

Эксплуатация 1918 – 1925гг. (на вооружение поступило 36 шт.)

- самец: 19,5т, 57мм, 3пуль, 4 чел

Проект 1918г.

 

8.20) Heavy Tank Mk VIII

Прямой прототип: Heavy Tank Mk V «Триттона»

Тяжелый танк: 39,4т, 2х57мм, 7пуль, 12 чел

Танки США и Великобритании

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/heavy_tank_mk8/heavy_mk8_7.jpg

Проект, декабрь 1917г. – январь 1918г.

Выпускался в Британии с июля 1918 по декабрь 1918г. (февраль/март 1919г.?), North British Locomotive Company (1 шт.), завод «Ханслет энд Озмондфорпе» в Лидсе, William Beardmore and Company?

Выпущено 25/7 шт.

Эксплуатация 1918-1919гг.

 

8.21) Heavy Tank Mk V*

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V

Тяжелый по массе пехотный танк:

- самец: 33т, 2х57мм, 4пуль, 8 чел + 15 чел десант

http://mailer.fsu.edu/%7Eakirk/tanks/GreatBritain/GB-MarkVStar-Male.jpg

- самка: 32т, 8пуль, 8 чел + 15 чел десант

http://mailer.fsu.edu/%7Eakirk/tanks/GreatBritain/GB-MarkVStar-Female.jpg

It was unexpected meeting engagement: three German A7Vs versus three British Mk.IVs

Выпускался май 1918- февраль/март1919гг., Metropolitan

Принят на вооружение.

Выпущено 700 шт. (500 самцов и 200 самок)

До перемирия построено 579 шт. (по другим сведениям, 632 шт.).

Поступление на вооружение и эксплуатация

Британия

1918-1919гг.

1918-1925гг.

602 шт.

Франция

1918г.

1918-1923/1929?гг.

77 шт.

США

1918г.

1918-1920?гг.

21 шт.

 

8.22) Heavy Tank Mk V**

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V*

Тяжелый по массе пехотный танк:

- самец: 33т, 2х57мм, 4пуль, 8 чел

http://mailer.fsu.edu/%7Eakirk/tanks/GreatBritain/GB-MarkVStarStar-Male.jpg

British female tanks took some damages and left the battlefield. But the last Mark IV chooses the tactic, which became the classic one during the next 50 years: constant maunevering and fire from short stop

- самка: 33т, 6пуль, 8 чел

E1949.325 - Mark V two star female -  -  - 7047-064

Проект, май-октябрь 1918г.

Выпускался октябрь/ноябрь1918- март1919гг., Metropolitan

Принят на вооружение.

Выпущено 25/5 шт.

Эксплуатация 1918 – 1925гг.

 

8.23) Heavy Tank Mk X/Mk V***

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V «Trittons»

Тяжелый по массе пехотный танк: 33-35т, 2х57мм, 6пуль, 10 чел

Проект, июнь 1918г. (полноразмерный макет), Armstrong-Whitworth & Co. in Newcastle-upon-Tyne

 

8.24) Mark V* Tadpole

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V*

Экспериментальный тяжелый по массе танк: более 33т, 2х57мм, 4пуль, 8 чел + 15 чел десант

five star tadpole

Выпускался август 1918г.

Выпущено 1 шт. (опытный)

 

8.25) Heavy Tank Mk VIII*

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk VIII

Тяжелый танк: 42-42,5т, 2х57мм, 7пуль, 12 чел

Удлиненный Heavy Tank Mk VIII

Проект, 1918г.

 

8.26) Mk VST

Непосредственный прототип: Heavy Tank Mk V

Экспериментальный тяжелый по массе танк: 27т, 2? Чел

http://wwi.hut2.ru/tank2/MarkVST.jpg

Танк с экспериментальными «змеиными» траками.

Выпускался зима 1919г.

Выпущено 1 шт. (опытный)

Эксплуатация 1919г.

 

9 Директория, 1917-1918гг.

Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г.

 

Проект гусеничного танка – концептуально, бронированный трактор – запатентован жителем Канады в США, рассматривался британским военным ведомством.

 

9.1) Kupchak landship

Синтетический прототип Kupchak, UK, 1917 – (тр)26

Танк тяжелый по массе: 30-40т, 75мм/100мм, 2пуль, 6-8 чел

Проект 1917-1918гг.

 

10 Директория, 1918-1919гг.→

Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.

 

В рамках работ по перспективному среднему танку в 1918-1919гг. был выполнен проект среднего танка Mk D, который обладал скоростными характеристиками маневренных танков и сохранял проходимость ромбовидных машин.

 

10.1) Medium Tank Mark D

Синтетический прототип Mk D, UK, 1918- (бгм)26

Средний танк: 13,5т, 3пуль, 4 чел

Макет, ноябрь 1918г. (начало 1919г.)

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/medium_tank_mk.d/medium_mk.d_mockup_1.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/medium_tank_mk.d/medium_mk.d_4.jpg

Medium Tank Mk D, 1920г. (конец 1919г.)

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/medium_tank_mk.d/medium_mk.d_3.jpg

Проект 1918 - 1919гг., Johnson

Выпускался 1919-1920гг., John Fowler & Co. Leeds, Vickers Ltd. Wolseley

Выпущено 5 шт. (опытных)

Эксплуатация 1920-1922гг.

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru