Чехословацкое танкостроение

Танки Чехословакии Tanks of Czechoslovakia Tanky Československa

1923 – 1929

 

Этап открывается информацией о заказе, сделанному в 1923г. немецкому специалисту Joseph Vollmer разработать колесно-гусеничное шасси для танка и заканчивается в 1929г. завершением работ по линейке танков типа КН.

 

© Смирнов А.Г., 2016г.

 

Характеристика Этапа 1923-1929гг.

Ключевая фраза: колесно-гусеничные танки.

Этап характеризуется разработкой колесно-гусеничных танков на шасси немецкого трактора Hanomag WD-50PS.

 

Единицы учета (проекты и машины, отнесенные к категории «танки») Этапа 1923-1929гг.

Сквозной №

Инд.№

Название

Тип

Образ

1

1.1

КН-50

 

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/ckd_kh/kh_4.jpg

2

1.2

КН-60

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

3

1.3

КН-70

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

4

2.1

ČKD Praga

Легкий по массе пехотный танк

 

Календарь событий 1923-1929гг.

1923г.

Фирма Breitfeld-Daněk приобрела лицензию на производство целого ряда образцов немецкой гусеничной техники Hanomag. Заказ Воллмеру.

1924г.

Появление первого чехословацкого танка КН-50.

1926г.

Появление танка КН-60.

1926г.

Сформулированы требования к перспективному легкому штурмовому танку.

1929г.

Появление танка КН-70.

1929г.

Отказ от развития темы танков типа КН.

 

Немецкий след                                                                                                                                         

Пролог, колесно-гусеничный трактор Hanomag WD-50PS, танки Kolohousenka, гусеничные тягачи и транспортеры, бронедрезина Т18, усиление батальона РUV, теоретическая пристрелка.

Заключение                                                                                                                                                                                                                   

Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, опытные типы, проекты, классификация по массе, классификация по вооружению, оригинальные конструктивные решения, производство, импортные типы, отправные решения, Эпилог.

 

Немецкий след                                                                                                                             

 

Пролог, бронедрезина Т18, колесно-гусеничный трактор Hanomag WD-50PS, танки Kolohousenka, усиление батальона РUV, теоретическая пристрелка.

 

⃰ Пролог.

Чехословакия (Чехословацкая республика – Československá republika (ČSR)), как самостоятельное государство, выделилось из состава Австро-Венгерской империи после окончания Первой мировой войны. (Рис.1)

 

Austro-Hungarian Monarchy (1914).svg

Czechoslovak Republic (1938).svg

Рис.1 – Вверху – территория Австро-Венгерской империи, внизу – территория Чехословацкой республики.

 

Чехословакия унаследовала от Двуединой империи крупные машиностроительные предприятия, одно из них – фирма Škoda – было ведущим мировым поставщиком вооружения для армии и флота.

В 1859 граф Валленштейн-Вартенберк (Wallenstein-Vartenberk) основал литейную и машиностроительную фабрику в городе Пльзене. Фабрика, на которой работало более 100 рабочих, выпускала машины и оборудование для сахарных мельниц, пивоварен, шахт, паровых моторов и котлов, части для металлических мостов и железнодорожных сооружений. В 1869 фабрика перешла в собственность Эмиля Шкоды (Emil Škoda) (Рис.2), инженера и предпринимателя.

 

http://www.skoda-club.ru/skodahistory/historie2_1.jpg

Рис.2 - Эмиль Шкода (Emil Skoda) (1839 - 1900), родоначальник фабрики Škoda в Пльзене.

 

В 1880-х годах фабрика представляла собой современное литейное и металлообрабатывающее производство, способное производить литье весом в десятки тонн. Литье и, позднее, ковки для больших пассажирских лайнеров и военных кораблей (Рис.3), а также сахарные мельницы составляли основу экспорта фабрики Škoda

 

http://www.skoda-club.ru/skodahistory/historie1_1.jpg

Рис.3 - Отливка рулевой рамы для японского военного корабля Mikasa (1900).

 

В 1899г. продолжавшая расти фабрика была преобразована в акционерную компанию, и перед Первой Мировой войной Škoda стала самым крупным производителем вооружений в Австро-Венгрии. Она была военно-морским и армейским подрядчиком, поставляя, в основном, тяжелые пушки и боеприпасы. (Рис.4)

 

http://www.skoda-club.ru/skodahistory/historie3_1.jpg

Рис.4 - Пушки для австро-венгерского военно-морского флота (1904).

 

Во время Первой мировой войны фабрики Škoda уже лидировали среди компаний на территории Чехии и за рубежом по выпуску военного снаряжения. В 1917г. в одном только Пльзене было 35000 сотрудников. После образования Чехословацкой республики в 1918г. и в сложных экономических условиях послевоенной Европы, компания трансформировалась из исключительно военной в многопрофильную.

В политическом смысле Чехословакия тяготела к странам Антанты, в первую очередь, к Франции. Однако в состав нового государства, в том числе, вошли территории с преимущественно немецким населением – Судетская область, Силезия. В этих районах существовало немало промышленных предприятий, имевших тесные связи с предприятиями Австрии и Германии.

   Начало формирования бронированных частей чехословацкой армии было положено 29 октября 1920г., когда в Миловицах было организовано Управление особых боевых частей, или Штаб специальных боевых подразделений (Zvláštních bojových útvarů, Z.B.Ú., VZBÚ), куда вошли все имевшиеся к тому времени бронепоезда (Рис.5) и бронеавтомобили – 14 шт.: 2 БА типа Lancia 1ZM (Рис.6) и 12 БА Škoda-Fiat Torino (Рис.7).

 

   

   

Рис.5 – Бронепоезда поздней австро-венгерской постройки.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/italy/ab_lancia_1z/ab_lancia1z_3.jpg

Рис.6 – Итальянский БА Lancia 1ZM.

Две машины этого типа в 1919 году были отправлены вместе с 6-й дивизией итальянских легионеров в недавно образованную Чехословакию. В течение года они применялись на территории современной Словакии, где шли бои с венгерской Красной Армией. После завершения боевых действий оба бронеавтомобиля были переданы чехословацкой армии.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/skoda_fiat_torino/skoda_fiat_torino_3.jpg

https://rotanazdar.cz/wp-content/uploads/2018/09/017-1024x657.jpg

https://rotanazdar.cz/wp-content/uploads/2018/09/015-300x215.jpg

https://rotanazdar.cz/wp-content/uploads/2018/09/014-196x300.jpg https://rotanazdar.cz/wp-content/uploads/2018/09/016-201x300.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/skoda_fiat_torino/skoda_fiat_torino_1.jpg

 https://rotanazdar.cz/wp-content/uploads/2018/09/024-1024x752.jpg

https://rotanazdar.cz/wp-content/uploads/2018/09/018-1024x651.jpg

Рис.7 – БА Škoda-Fiat Torino, в 1920г. произведено 12 экземпляров, самый многочисленный чехословацкий БА до 1925г., эксплуатировались до 1929г.

 

    В 1923г. фирма Škoda предложила еще один вариант БА - Škoda PA-I (Рис.8), но в серию он не пошел – было построено всего 2 экземпляра, которые использовались до 1932г.

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/czech/skoda_pa1/pa1_3.jpg  

Рис.8 - БА Škoda PA-I.

 

    Командиром Z.B.Ú. был назначен капитан Карел Эйхман (Karel Eichmann).

    В контексте темы чехословацких бронепоездов следует вспомнить о бронепоездах Чехословацкого корпуса в России.

История Чехословацкого корпуса (ЧСК) берет свое начала в марте 1915г., когда Верховный главнокомандующий русской императорской армии великий князь Николай Николаевич разрешил принимать в ряды чехословацкой дружины чехов и словаков из числа пленных и перебежчиков — бывших военнослужащих австрийской армии. В результате, к концу 1915 года дружина была развёрнута в Первый чехословацкий стрелковый полк имени Яна Гуса (штатной численностью около 2100 человек). К концу 1916 года полк развёрнут в бригаду (Československá střelecká brigáda) в составе трёх полков, численностью около 3,5 тыс. офицеров и нижних чинов, под командованием полковника В. П. Троянова. В 1917г. речь шла уже о 1-й Гуситской стрелковой дивизии, в которую развернулась чехословацкая бригада. Летом 1917г. была сформирована 2 стрелковая дивизия. Были организованы 5-й полк Томаша Масарика, 6-й Ганацкий, 7-й Татранский, 8-й Силезский полки, две инженерные роты, две артиллерийские бригады. 26 сентября 1917 года начальник штаба русской Ставки Верховного главнокомандующего генерал Духонин подписал приказ о сформировании отдельного Чехословацкого корпуса из двух дивизий и запасной бригады (на тот момент были сформированы лишь две дивизии общей численностью 39 тыс. солдат и офицеров). Во всех частях корпуса вводился французский военный дисциплинарный устав и устанавливался «русский командный язык». По просьбе Чехословацкого национального совета (ЧСНС – находился в Париже) и руководителя российского отделения Т. Г. Масарика во главе корпуса были поставлены русские генералы: командир генерал-майор В. Н. Шокоров, начальник штаба генерал-майор М. К. Дитерихс. Осенью 1917 года Чехословацкий корпус находился на формировании в тылу Юго-Западного фронта на территории Волынской и Полтавской губерний.  С получением известия о вооруженном выступлении большевиков в Петрограде руководство Чехословацкого национального совета заявило о безоговорочной поддержке Временного правительства и заключило соглашение с командованием Киевского военного округа и Юго-Западного фронта о порядке использования чехословацких частей, которое, с одной стороны, подтверждало невмешательство последних в вооружённую борьбу внутри России на стороне какой-либо политической партии, а с другой — провозглашало их стремление «содействовать всеми средствами сохранению всего, что способствует продолжению ведения войны против нашего врага — австро-германцев». 27 октября это соглашение было доведено до сведения командования 1-й и 2-й чехословацких дивизий, а помощник комиссара Временного правительства при штабе Юго-Западного фронта Н. С. Григорьев распорядился отправить указанные соединения в Киев. 28 октября они совместно с юнкерами киевских военных училищ участвовали в уличных боях против рабочих и солдат — сторонников Киевского Совета. Бои продолжались до заключения между враждующими сторонами перемирия 31 октября 1917г. Тем временем Чехословацкий национальный совет, стремившийся превратить созданный Россией чехословацкий корпус в «иностранное союзническое войско, находящееся на территории России», ходатайствовал перед французским правительством и президентом Пуанкаре о признании всех чехословацких воинских формирований частью французской армии. На основании декрета французского правительства от 19 декабря 1917 года об организации автономной Чехословацкой армии во Франции чехословацкий корпус в России был формально подчинён французскому командованию и получил указание о необходимости отправки во Францию. Попасть во Францию чехословаки могли лишь через территорию России. 1 февраля 1918 года Масарик заключил соглашение о нейтралитете с М. А. Муравьёвым, командовавшим 5-тысячным советским отрядом, наступавшим на Киев и с Центральной Радой. 16 февраля Муравьёв сообщил Масарику, что правительство Советской России не имеет возражений против отъезда чехословаков во Францию. 22 февраля корпус покинул Киев. В феврале – марте 1918г. русские офицеры стали постепенно удаляться с командных должностей. Эвакуироваться самым коротким путем через Архангельск и Мурманск чехи не рискнули ввиду опасности транспортировки морем, где успешно действовали немецкие подлодки.  Было решено отправиться в Европу кружным путем - по Транссибирской железной дороге до Владивостока и далее через Тихий океан. Однако такое крупное формирование в условиях хаоса на транспорте не могло быть отправлено немедленно. Известно, что после подписания советской Россией Брестского мира в марте 1918 года и начала ввода германо-австрийских войск на территорию Украины чехословацкие легионеры ещё неделю, c 7 по 14 марта, продолжали действовать совместно с Украинской советской армией, сдерживая натиск немецких полков. 26 марта 1918 года в Пензе представители СНК РСФСР (Сталин), Чехословацкого национального совета в России и чехословацкого корпуса подписали соглашение, по которому гарантировалась беспрепятственная отправка чешских подразделений от Пензы к Владивостоку: «…Чехословаки продвигаются не как боевые единицы, а как группа свободных граждан, берущих с собой известное количество оружия для своей самозащиты от покушений со стороны контрреволюционеров… Совет народных комиссаров готов оказать им всякое содействие на территории России при условии их честной и искренней лояльности…». 27 марта в приказе по корпусу № 35 определялся порядок использования этого «известного количества оружия»: «В каждом эшелоне оставить для собственной охраны вооружённую роту численностью в 168 человек, включая унтер-офицеров, и один пулемёт, на каждую винтовку 300, на пулемет 1200 зарядов. Все остальные винтовки и пулемёты, все орудия должны быть сданы русскому правительству (- СНК) в руки особой комиссии в Пензе, состоящей из трёх представителей чехословацкого войска и трех представителей советской власти…». Артиллерийское вооружение в основном было передано красногвардейцам ещё при переходе из Украины в Россию. Несмотря на соглашение, между красными и чехами все же возникла напряженность. Под давлением Германии большевики в мае пытаются разоружить и интернировать корпус. 23 мая 1918 съезд ЧСК в Челябинске постановил не сдавать оружия и пробиваться к Владивостоку. 25 мая в Мариинске произошло первое вооруженное столкновение советских войск с ЧСК. 29 мая Л. Д. Троцкий отдал приказ «о немедленном и безусловном разоружении всех чехословаков и о расстреле тех из них, которые с оружием в руках будут противиться мероприятиям Советской власти». Эта телеграмма была перехвачена командованием ЧСК. Отразив первые нападения на свои эшелоны (Марьяновка, Иркутск, Златоуст) и перейдя в наступление, ЧСК овладел всей Сибирской (а также Алтайской) дорогой. К концу мая 1918 года наиболее крупные группировки чехословаков находились в районах Пензы — Сызрани — Самары (8 тыс.; пор. С. Чечек), Челябинска — Миасса (8,8 тыс.; полк. С. Н. Войцеховский), Новониколаевска — ст. Тайга (4,5 тыс.; кап. Р. Гайда), во Владивостоке (около 14 тыс.; ген. М. К. Дитерихс), а также Петропавловска — Кургана — Омска (кап. Сыровой). Быстрота, с какой рухнула на огромных территориях советская власть, образование новых правительств (Сибирь, Самара, Владивосток, Екатеринбург), ориентировавшихся на прежних союзников и желавших создать вместе с ними новый фронт против немцев и большевиков, возбудили надежды, и, с согласия Антанты, основная часть ЧСК вернулась к Волге и Уралу для открытия военных действий против Германии и Австро-Венгрии и их союзников большевиков. В рядах ЧСК, эшелоны которого располагались на Транссибирской железнодорожной магистрали, насчитывалось около 35 тысяч человек. В его составе находилось от 3-х до 5–ти импровизированных бронепоездов (Рис.9)

 

http://vvs2058.ucoz.ru/_pu/2/s51975332.jpg

http://vvs2058.ucoz.ru/_pu/2/31937527.jpg

http://vvs2058.ucoz.ru/_pu/2/s83766686.jpg

http://vvs2058.ucoz.ru/_pu/2/s08578820.jpg

Рис.9 – Импровизированные блиндированные поезда ЧСК.

 

Некоторые составы создавались, видимо, силами отдельных чехословацких частей. (Рис.10)

 

http://vvs2058.ucoz.ru/_pu/2/s63986112.jpg

http://vvs2058.ucoz.ru/_pu/2/s33118769.jpg

Рис.10 – Импровизированные бронепоезда, сверху – вниз: 7-го стрелкового Татранского полка, генерала Радола Гайды, 6-го стрелкового Ганацкого полка.

 

Импровизированный бронепоезд 4-го стрелкового Прокопа Великого полка (предположительно «Орлик-I») имел в своем составе русский пушечный БА «Гарфорд-Путилов». (Рис.11)

 

http://vvs2058.ucoz.ru/_pu/2/02924659.jpg

http://vvs2058.ucoz.ru/_pu/2/s82409636.jpg

Рис.11 - Импровизированный бронепоезд 4-го стрелкового Прокопа Великого полка

 

Летом 1918г. войска Чехословацкого корпуса явились главной ударной силой в борьбе с советскими войсками. В конце июля чехи освободили крупный волжский город Симбирск, при этом имел место занятный эпизод. 22 июля 1918г. десант с импровизированного бронепоезда Чехословацкого корпуса “Orlik.I” (был придан 4-му стрелковому Прокопа Великого полку 1-ой стрелковой дивизии Чехословацкого корпуса) захватил у моста через Волгу в районе Симбирска красный бронепоезд «Свобода или смерть» (он же бронепоезд №4 «Полупановцы»), брошенный своим экипажем в полной исправности. На самом деле это был бронепоезд №3 или 1-го Заамурского желбата русской постройки типа «Хунхуз» (Рис.12) с прицепленным к нему мотоброневагоном «Заамурец» (Рис.13).

 

Рис.12 – Русский бронепоезд №3.

 

Рис.13 – Мотоброневагон русской постройки «Заамурец».

 

Этот бронепоезд вместе с мотоброневагоном стал одним из символов ЧСК – ему присвоили имя “ORLIK”. Бронепоезд “ORLIK” действовал в составе 4-го чехословацкого полка вдоль магистрали Симбирск — Чита. В сентябре «Орлик» применялся в оборонительных боях за Симбирск. С февраля 1919г. части Чехословацкого корпуса взяли на себя охрану Транссиба, и «Орлик» был привлечен к борьбе с партизанами. (Рис.14)

 

http://wio.ru/rr/ww1/kol.jpg

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/1/5/2/2571251.jpg

Рис.14 – Б/П «Орлик» движется по заснеженной Сибири.

 

 В июле 1919г. «Орлик» сопровождал американский консульский поезд (в нем находились посол САСШ в Токио Роланд Моррис и командующий американскими экспедиционными силами в Сибири и на Дальнем Востоке генерал-майор Грэвс), который следовал в Омск (на встречу с Колчаком). В начале января 1920г. «Орлику» пришлось вступить в бой с 3-мя бронепоездами атамана Г.М. Семенова (б/п «Беспощадный», «Мститель», «Истребитель»). В результате непродолжительного боя «Орлик» разбил два из трех бронепоездов противника.

В мае 1920г. была закончена эвакуация ЧСК из Владивостока, бронепоезда были сданы японцам. 

Вернемся из заснеженный Сибири в обетованную Европу. В 1921г. во Франции был заказан один пушечный танк Renault FT. Впервые чехословаки хотели закупить танки Renault FT в конце 1919г. Офицер Пелла предлагал приобрести батальон легких французских танков, но глава Департамента MNO полковник Kalhous сократил аппетиты до 6 танков для учебных целей. Первый танк (Рис.15) прибыл в Чехословакию, в Миловице 14 января 1922г.

 

Рис.15 – Возможно, тот первый танк Renault FT. Прибывший в Чехословакию.

 

Еще до покупки первого танка в конце сентября 1921г. во Франции были отправлены офицеры Франтишек Бергер и лейтенант Ладислав Водичка, которым предстояло пройти курс во французском танковом центре в Версале. В 1922г. и в 1924г. во Францию на обучение послали еще двух офицеров - Франтишека Петра и Иосифа Совадина. После успешного прохождения курса все четверо были назначены командирами танкового взвода.

7 июля 1922г. Министерство народной обороны (MNO) на базе Z.B.Ú. (VZBÚ) разворачивает бронебатальон Prapor utocne vozby (батальон штурмовых машин). Батальон был придан 3-й пехотной дивизии в Литомержицах. С 1 декабря 1922г. командиром батальона, вместо капитана пехоты Эйхмана Кареля (Eichmann Karel), был назначен подполковник пехоты Веселы Войтех (Vesely Vojtech). P.Ú.V. решал вопросы материального, технического обеспечения и профессионального образования. В штаб батальона входило технико-хозяйственное управление и учебная рота. БА распределили по 6-ти бронетанковым взводам (ОА). Взводы в оперативном смысле подчинялись командирам пехотных полков, коим они были приданы. Бронепоезда, возможно 6 штук, формально свели в роту, но они дислоцировались, очевидно, отдельно друг от друга вдоль границы в Словакии, Силезии и Подкарпатской Руси. Единственный танк пока выступал в роли наглядного пособия, но в январе 1923г. заказали еще 4 танка Renault FT (два пушечных №№53,54, два пулеметных №№52,55), они прибыли в Миловице 30 июня 1923г. С 1923 года началась подготовка танкистов. Через год, 30 июня 1924г. завезли еще две машины – один полноценный пушечный танк Renault FT, а второй – т.н. радиотанк Renault TSF. Всем машинам были присвоены регистрационные номера от 51 до 57. Таким образом, в 1922-1924гг. в Миловице оказалось 6 танков Renault FT (4 пушечных, 2 пулеметных) и машина связи Renault TSF. Интересно, что танки не были включены в мобилизационный план чехословацкой армии, хотя из пяти машин сформировали учебный взвод. (Рис.16)

 

Рис.16 – Учебный танковый взвод.

 

Первые чехословацкие офицеры-танкисты обобщали опыт управления и учебной эксплуатации танков. В апреле 1924г. лейтенант (прапорщик) Франтишек Петр подготовил указания по подготовке водителя танка Renault. В том же году 5-й отдел (учебный отдел) МНО составил документ по тактическому применению танков «Инструкции для танков П-IV-1». Директивы, зафиксированные в документе, транслировали французские правила по тактике танкового взвода. В документе сообщалось, что взвод состоял из командного танка (командира взвода, обязательно пушечный танк) и двух отделений по два танка в каждом – один пушечный танк и один пулеметный танк. На большие расстояния танки следовало перевозить автомобильным или железнодорожным транспортом. (Рис.17)

 

Рис.17 - Renault FT в облаке собственных выхлопных газов спускается с транспорта. Фотография была сделана в среду 25 августа 1926 года в Миловице.

 

     Своим ходом танки могли двигаться на небольшие расстояния, при этом уделялось внимание, чтобы танки следовали не по твердому покрытию, а, во избежание износа ходовой части – вдоль дороги, по мягкой, но сухой почве. Скорость танков на марше коррелировала со скоростью движения пехоты и артиллерии. Расстояние между танками взвода определялась в 10 метров (в ночное время вдвое больше), первым всегда следовал пушечный танк командира взвода, затем пушечный танк первого отделения, пулеметный танк первого отделения, пушечный танк второго отделения, пулеметный танк второго отделения замыкал колонну взвода на марше. При остановке расстояние между танками сокращалось до 3-х метров. (Рис.18)

 

Рис.18 – Танковый взвод на марше.

 

     Перед атакой взводу следовало перегруппироваться в боевое построение. Пушечные танки являлись важнейшим средством ведения боя - их огонь должен был уничтожать артиллерийские и пулеметные гнезда противника. Пулеметные танки действовали на флангах пушечной группы взвода в 10-20 метрах кзади (не мешая пушечным танкам), чтобы круговым огнем прикрывать все танки взвода. В середине линии находился командный танк, справа был пушечный танк первого отделения, слева – пушечный танк второго отделения. Интервал между танками должен составлять пятьдесят метров. Уменьшение этой ширины облегчало концентрацию огня вражеской артиллерии на танках. Расстояние между танками не должно превышать пятидесяти метров, так как стрелки могли не замечать пулеметы противника, а также пушечные танки не могли защитить соседние машины своим огнем, потому что 37-мм пушки не эффективны на более дальнем расстоянии. Чтобы снизить риск попадания в танк, машина должна была следовать так называемой ломаной линией - зигзаг. Пушечные танки стреляли только с остановок, пулеметные могли стрелять во время движения. В соответствии с правилами, танки не могли быть развернуты ночью.

    Во время совместной атаки танков с пехотой, танки защищают пехоту от ружейно-пулеметного и артиллерийского огня противника. Пехота должна держаться от танков на расстоянии 25 метров. Первые совместные ученья пехоты с танками имели место 1 августа 1923г.

   Линейные танки Renault FT не были оснащены радиостанциями и оборудованием внутренней связи между командиром (наводчиком) и водителем. Связь между машинами во взводе осуществлялась с помощью цветных флажков или с помощью свистка. Командный танк имел сине-белый флаг, синий флаг полагался пушечной машине, а пулеметной - красный флаг. Кроме того, у каждого танка был один желтый флаг, который сигнализировал об отказе или выходе машины из строя.

     Правила P-IV-1 также содержали инструкции о том, как садится в танк и выходить из него. При построении стрелок (он же командир в Renault FT) должен был стоять справа от носовой части машины, примерно в одном шаге от брони, а водитель занимал аналогичную позицию слева. По команде командир и стрелок заводили танк рукояткой, затем оба должны занять свои места рядом с танком, а стрелок-командир поднимал правую руку, чтобы сигнализировать, что танк готов к выходу.

     С весны 1924 года начали действовать учебные курсы для водителей, и, кроме того, была предпринята попытка познакомить сотрудников других родов войск с новым современным оружием, таким как танк. На одном из уроков 24 июля 1924г. на полигоне произошло ЧП. Танк был оставлен экипажем, в него самовольно проникли курсанты, был произведен выстрел из пушки, в результате которого один человек был убит и еще двое ранены. Рядовые Кубик и Лерль были привлечены к ответственности.

    Не исключено, что один из танков придавался взводу ОА, во всяком случае, существует фото середины 1920-х, на котором один из танков Renault FT (пушечный) находится в одном строю некоего ОА. (Рис.19)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/skoda_fiat_torino/skoda_fiat_torino_2.jpg

https://rotanazdar.cz/wp-content/uploads/2018/09/020-1024x680.jpg

Рис.19 – Основные силы батальона РUV в середине 20-х – БА Škoda-Fiat Torino, Praga L (построен всего один экземпляр), танк Renault FT-18.

 

Колесно-гусеничный трактор Hanomag WD-50PS.

В 1921г. в Германии был налажен выпуск гусеничных тракторов Hanomag (Рис.20).

 

Похожее изображение

Рис.20 – Варианты тракторов Hanomag.

 

В 1923г. ведущий немецкий специалист в области танкостроения Joseph Vollmer (Рис.21) разработал свой вариант колесно-гусеничного хода (Рис.22) на базе трактора Hanomag WD-50PS.

 

Рис.21 - Joseph Vollmer, 1871-1955гг.

 

Рис.22 – Из патента Vollmer - общий принцип работы колёсно-гусеничной схемы.

 

На трактор устанавливалась система, превращавшая его после определённых манипуляций в колёсную или гусеничную машину. Для этого трактор заезжал на специальные башмаки, после чего экипажу следовало поставить колёса либо, наоборот, приподнять их. (Рис.23)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/ckd_kh/ckd_kh60_test_1.jpg http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/ckd_kh/ckd_kh60_test_2.jpg

Рис.23 – Перемена хода при помощи башмака.

 

В 1923 году чехословацкая фирма Breitfeld-Daněk (Breitfeld, Daněk a spol) приобрела лицензию на производство целого ряда образцов немецкой техники Hanomag. Среди них оказался и Hanomag WD-50PS (Рис.24).

 

Рис.24 - Трактор Hanomag WD-50PS.

 

Vollmer предложил чехословакам разработать на базе колесно-гусеничного варианта Hanomag WD-50PS шасси, годное для военных нужд. Чехословаки заинтересовались – в то время тема колесно-гусеничного хода была очень популярна среди танкостроителей и военных специалистов (Рис.25) - за изготовление опытного образца и документацию немецкий инженер получил 1,3 млн крон.

 

Рис.25 – Французский сверхлегкий по массе колесно-гусеничный танк St-Chamond modele 1921 от фирмы FAHM.

 

Работами по созданию колесно-гусеничного шасси на базе трактора Hanomag WD-50PS занимался конгломерат предприятий. Основная часть предприятий: Breitfeld-Danek (позднее была объединена с фирмой ČKD), Ringhoffer, Laurin a Klement (позднее вошла в состав фирмы Skoda) находились на территории Чехословакии. Однако в работах принимала участие и откровенно немецкая компания из Дрездена - фирма Hille-Werke. Руководил процессом все тот же Vollmer. Совместными усилиями чехословацких и немецких коллег ходовая часть трактора была доработана под установку колес автомобильного типа и подъёмных механизмов. Видимо, так в 1923г. был получен первый опытный образец колесно-гусеничного трактора на шасси трактора Hanomag WD-50PS (Рис.26)

 

Рис.26 – Первый опытный образец колесно-гусеничного трактора на шасси трактора Hanomag WD-50PS.

 

Работы продолжились далее. Моторный отсек перенесли в кормовую часть корпуса, а место механика-водителя, соответственно, расположили в носовой части. Корпус не бронировался. На тракторе устанавливался бензиновый двигатель WD-50 немецкого производства мощностью 50 л.с. и рабочим объёмом 8229 см.куб. Трансмиссия была механической, с ручной 4-ступенчатой коробкой переключения передач (3 скорости вперед и 1 назад). Запас топлива размещался в одном баке и составлял 160 литров. Применительно на один борт ходовая часть включала 10 металлических опорных катков малого диаметра с блокированной подвеской на пружинных рессорах и пять поддерживающих роликов. Ведущие колеса размещались сзади, направляющие (натяжные) – спереди. Гусеница состояла из 48 стальных траков шириной 300 мм. Автомобильные колеса с бескамерными шинами располагались по бортам. Передние колеса не имели подрессоривания и служили для поворота машины. Задние колеса были выполнены двускатными, для улучшения проходимости по пересеченной местности, с амортизацией на листовых полуэллиптических рессорах. Смена хода проводилась при помощи механического привода за 20 минут.

Предварительно, постройку прототипов намеревались осуществить на немецких предприятиях, но из-за бдительности союзников производство перенесли в Чехословакию на фирму Breifeld-Danek.  В 1924г. было произведено новое колесно-гусеничное шасси – эту машину трактуют в литературе как опытный колесно-гусеничный артиллерийский тягач КН-50 (КН от чешского Kolo-housenka – колесно-гусеничная машина). Она имела корпус из обычной стали, которым закрывалось только моторно-трансмиссионное отделение. Место механика водителя было выполнено открытым. Вооружение не устанавливалось. (Рис.27)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/ckd_kh/kh_2.jpg

Рис.27 – Тягач КН-50.

 

Тягач КН-50 был немедленно приобретен чехословацкой армией для проведения всесторонних испытаний. (Рис.28)

 

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/ckd_kh/skoda_kh50_1.jpg

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/ckd_kh/skoda_kh50_2.jpg

​Чехословацко-немецкий проект Kolohousenka оказался тупиковой ветвью. Тем не менее, колёсно-гусеничную схему на тот момент неудачной не признали - Чехословацкий средний | Warspot.ru

Рис.28 – Испытание колесно-гусеничного шасси на базе трактора Hanomag.

 

⃰ Танки Kolohousenka.

В 1924г. чешской фирмой Breitfeld-Danek на базе колесно-гусеничного тягача КН-50 был получен первый прототип танка КН-50. (Рис.29)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/ckd_kh/kh50_s1.jpg

https://tanks-encyclopedia.com/wp-content/uploads/2018/02/KH-60_TE-1.png

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/ckd_kh/kh_4.jpg

Рис.29 – Танк КН-50.

 

Масса машины 8,5 т при габаритах: длина – 4500 мм, ширина – 2390 мм, высота – 2530 мм (на колесах), 2380 мм (на гусеницах). Бронирование: крыша, днище – 6 мм, остальные элементы – 14 мм. Вооружение - одна 37-мм пушка или один 7,92-мм пулемет Schwarzlose vz.07/24. Экипаж – 2 чел. Ходовая часть - гусеничная часть (на один борт): 10 опорных катков, 5 поддерживающих роликов, переднее направляющие и заднее ведущее колесо; колесная часть: передние односкатные управляемые колеса без подрессоривания, задние ведущие двускатные колеса с листовыми рессорами, шины бескамерные. Двигатель - WD-50PS, бензиновый, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 50 л.с. Скорость - 15 км/ч на гусеницах, 35 км/ч на колесах. Запас хода по шоссе - 120 км на гусеницах,
300 км на колесах.

Из-за особенностей тракторного шасси корпус, в котором располагалось боевое и моторно-трансмиссионное отделение танка, получился слишком высоким при относительно небольшой ширине. Это обусловило высокую центровку танка, что не лучшим образом сказалось на ходовых качествах. Бронирование КН-50 было вполне стандартным для тех лет. Вертикальные бронелисты корпуса и башни имели толщину 14 мм, крыша и днище – по 6 мм. Носовая часть корпуса имела наклонное бронирование. По проекту танк вооружался одной 37-мм пушкой или 7,92-мм тяжелым пулеметом Schwarzlose Š-24, размещенным в цилиндрической башне. Экипаж танка состоял из двух человек. Спереди находилось место механика-водителя, в боевом отделении размещался командир машины, выполнявший также обязанности заряжающего, наводчика и артиллериста. Для посадки в танк предназначалась дверь в левом борту и люк в лобовом листе корпуса. Для наблюдения за местностью имелись смотровые щели в корпусе и башне защищенные бронестеклами. Из прицельных приспособлений имелся только башенный оптический прицел.

На армейских испытаниях, проведенных под наблюдением специалистов VTÚ (Военно-Технического Института), выявилось множество проблем технического характера. Танк КН-50, из-за возросшей массы, показал невысокую подвижность на местности, вызванной недостаточной мощностью двигателя и высокой центровкой. Максимальная скорость составила 35 км/ч при движении на колесах (к тому времени такую скорость показывали и гусеничные танки) и 15 км/ч на гусеничном ходу.

Считается, что было построено два танка КН-50, но, возможно, что облик танка приняло только одно колесно-гусеничное шасси КН-50, а второе – так и осталось в виде тягача.

После интенсивных испытаний один образец машины КН-50 (видимо, танк) был разобран за ветхостью.

     После испытаний КН-50 возникли сильные сомнения относительно использования тракторного шасси для постройки танков, но идея колесно-гусеничной хода еще волновала умы стратегов, казалось, что решить проблему можно за счет более мощного мотора, поэтому, когда 22 июля 1926 года, когда начальник главного штаба генерал. Ян Сыровый направил письмо в Военно-технический институт (VTÚ), в котором буквально говорилось: «Я решил ввести в нашу армию легкий штурмовой танк. Обратите внимание на конструкцию легкой штурмовой колесницы (- танка) в этих условиях ...», специалисты VTÚ не спешили полностью отказываться от темы КН.

Вероятно, в 1926г. был построен второй вариант танка. Обновление машины, как будто, выполнял конструктор русского происхождения Алексей Михайлович Сурин – пишут, что это была его первая работа с танками. Машина получила немного измененный корпус и новую башню с верхним наклонным бронелистом и небольшой командирской башенкой, оснащенной грибовидным колпаком. (Рис.30)

 

Рис.30 – Проекции обновленного танка КН.

 

Правда, авторство Сурина относительно второго варианта танка КН вызывает сомнение. Существует советский чертеж колесно-гусеничного танка от 1924г., в котором недвусмысленно указан автор проекта – немец Joseph Vollmer (Фоллмер, в русском варианте). Этот проект практически аналогичен варианту «Сурина».  (Рис.31)

 

​Первый советский лёгкий танк собственной разработки мог быть и таким. Эскизный проект датирован июнем 1924 года - От «Теплохода «АН» к МС-1 | Warspot.ru

Рис.31 - Чертеж колесно-гусеничного танка, выполненный в советском ГУВП.

 

 Изменился состав вооружения – на КН предполагалась установка 47-мм противотанковой пушки Vickers. (Рис.32, Рис.33)

 

https://tanks-encyclopedia.com/wp-content/uploads/2018/02/KH-50_TE-1.png

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/ckd_kh/ckd_kh50_1.jpg

Рис.32 – Танк КН с обновленным корпусом и башней.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/ckd_kh/skoda_kh50_3.jpg

https://rotanazdar.cz/wp-content/uploads/Sbírky/Odborne_hist_clanky/konstrukce_kolohousenek/002-345x198.jpg

Рис.33 – Танк КН на ходовых испытаниях, 1926г.

 

В 1927 году усилиями фирмы ČKD на танке был установлен новый двигатель WD-60PS мощностью 60 л.с. и новая 4-ступенчатая коробка передач. Таким образом, закончилась трансформация КН-50 в КН-60. Считается, что всего было построено 2 танка КН-60. Не исключено, что один КН-60 был получен из шасси КН-50 (с номером 13362).

Масса машины теперь составила 7570 кг, при габаритах: длина – 4550 мм, ширина – 1900 мм, высота – 2530 мм (на колесах), 2380 мм (на гусеницах). Бронирование: лоб корпуса, башня – 15 мм, борт корпуса -12 мм, корма – 10 мм, днище, крыша – 8 мм. Вооружение - одна 47-мм пушка или два 7,92-мм пулемета Schwarzlose vz.07/24. Экипаж – 2 чел.

Проведенные улучшения позволили несколько увеличить максимальную скорость (до 45 км/ч на колесах и до 18 км/ч на гусеницах). Запас хода, по сравнению с предыдущим вариантом, не изменился: по шоссе – 300 км, на гусеницах – 120 км. В процессе доработок пушка была заменена на два 7,92-мм пулемета Š-24.

В большинстве источников утверждается, что оба КН-60 были проданы (или предоставлены для испытаний) Советскому Союзу в 1927 году. Однако известно, что один танк КН (номер 13362) в 1930г. году был принят армией ЧСР в ограниченную эксплуатацию. В 1935 году танк (или полубронированное шасси) сняли с действительной службы и передали в танковую школу в Вышковцах для обучения личного состава. (Рис.34)

 

Рис.34 - Полубронированное шасси КН.

 

     К 1938 году шасси КН-50/60 уже находилось в неходовом состоянии – именно в таком виде машина досталась немцам после оккупации Чехословакии в марте 1939 года. Затем аппарат был отправлен на пункт сбора трофейной техники, где его следы теряются. (Рис.35)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/ckd_kh/kh_5.jpg

Рис.35 – Шасси КН-50 в качестве трофея немецкой армии.

 

В 1929 году появилась третья, и последняя, модификация - КН-70 оснащенная 70-сильным двигателем WD-70. (Рис.36)

 

https://tanks-encyclopedia.com/wp-content/uploads/2018/02/KH-70_TE-1.png

Рис.36 – КН-70.

 

 Длина танка увеличилась до 5400 мм. Также улучшили механизм смены хода, позволивший сократить время этого процесса до 10-15 минут. В очередной раз удалось увеличить скорость хода при движении на колесах, которая теперь составляла 60 км/ч. Однако, при этом масса танка достигла уже 9000 кг. В таком случае ожидать повышения ходовых качеств не приходилось, и армия забраковала машины серии КН.

Единственный образец танка КН-70 в 1932г. был отправлен в Италию. Судьба этой машины в Италии неизвестна.

В 1929г. работы по теме КН были прекращены, не увенчавшись успехом – в серийное производство танки данного типа не пошли.

⃰ Гусеничные тягачи и транспортеры.

    В 1924 году МНО объявило конкурс на строительство гусеничных тягачей для артиллерии. Машиностроительный завод Českomoravská – Kolben подготовил, как будто, две опытные машины под названием Praga MT (MT - маленький танк, скорее – маленький тягач). Конструктивно машина напоминала Renault FT. (Рис.37)

 

        

Рис.37 - Praga MT.

 

     В ходе испытаний военные пришли к мнению, что машина не отвечает их требованиям, но армия приобрела образцы (или один образец). Техника попала в состав PUV, где использовалась для подготовки водителей.

     В начале января 1925г. представители MNO ознакомились с гусеничной машиной Votruba-Věchet, которую разработали генералы в отставке Jan Votruba и Vojmír Věchet. Машина предназначалась для транспортировки 6 пехотинцев на поле боя. Аппарат был построен на заводе Vozovka a strojírna Jan Synek Chlumec nad Cidlinou. (Рис.38)

 

         

Рис.38 – Транспортер Votruba-Věchet.

Доски на транспортном средстве служили скамейкой для перевозимой команды, их также можно было использовать для преодоления препятствий.

 

    Машина оснащалась двухцилиндровым двигателем. В ходе испытаний стало ясно, что маломощный аппарат не способен удовлетворительно передвигаться по местности – при малейшем подъеме пехотинцам приходилось толкать машину. И эту машину зачислили в PUV, ее передали в роту броневиков… на хранение.

⃰ Бронедрезина Т18.

Для компенсации недостатка броневых мобильных средств чехи решили разработать бронедрезины – благо задел по этой теме уже имелся. Бронедрезины, в первую очередь, задумывались как средство охраны и патрулирования железных дорог. Заказ был выдан военным ведомством (Ministerstvo vojenskych veci – MSW) и министерством национальной обороны (MNO) фирме Tatra, на которой производилась обычная железнодорожная дрезина Tatra Т14 (Рис.39).

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/tatra_t18/t14_1.jpg

Рис.39 – Дрезина Tatra Т14.

 

Конструкция Т14 была достаточно проста. На раме крепилось две оси, электромотор, домкрат, и платформа. На дрезине устанавливался 4-тактный бензиновый двигатель Tatra T11 мощностью 12 л.с., оснащенный воздушной системой охлаждения. (Рис.40)

 

Рис.40 – Вид на двигатель Т11.

 

 Трансмиссия включала двухступенчатую коробку передач с реверсом и передачей мощности через цепной привод на заднюю ось. Платформа изготовлялась из дубовых досок толщиной 4 см. В её нижней части монтировался домкрат, позволявший при необходимости поднять дрезину, установить на дополнительные рельсы (в походном положении они укладывались по бортам) и развернуть её на 180°. Из-за тяжбы между фирмами Tatra и Wohanka по поводу прав на некоторые технические решения, реализованные в конструкции дрезины Т14, начать практические работы по заданию военных на Tatra смогли только в 1925г. (после ликвидации фирмы Wohanka).

Итак, на базе дрезины Т14, вероятно, осенью 1925г. построили бронедрезину Т18 “Zuk” (Рис.41).

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/tatra_t18/t18_2.jpghttp://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/tatra_t18/t18_11.jpg

Рис.41 – Бронедрезина Т18.

 

Корпус бронедрезины Т18 был клёпаным и имел только противопульную защиту толщиной 6 мм. Как и на бронеавтомобилях тех лет предусматривалась установка переднего и заднего постов управления, так что водительских мест (как и самих водителей) тоже было два. Органы управления у дрезины были нехитрыми: правая педаль служила для набора скорости, левая – для торможения. Для посадки и высадки экипажа с обоих бортов имелись двери. В плане корпус был выполнен симметричным и определить его расположение можно было только по решетке радиатора на крыше моторного отсека. Экипаж дрезины состоял из трех человек, но можно было разместить ещё двоих наблюдателей. Предполагалось также, что на борту должен присутствовать кто-нибудь из местных железнодорожников, который хорошо знал бы особенности охраняемого участка дороги. (Рис.42)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/tatra_t18/t18_5.jpg

Рис.42 – Полный экипаж Т18.

 

 Вооружение дрезины Т18 размещалось в цилиндрической одноместной башне с толщиной брони 8 мм. В башне имелось две амбразуры для стрелкового оружия включая легкие пушки (типа французской SA18) и четыре смотровые щели, защищенные бронестеклами. Также предусматривалась установка крепления для зенитного пулемета. Первоначально Т18 оснащались двумя пулеметами Schwarzloze vz.24 чехословацкой версии. (Рис.43)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/tatra_t18/t18_4.jpghttp://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/tatra_t18/t18_15.jpg

Рис.43 – Бронедрезина Т18, вооруженная двумя пулеметами Schwarzloze vz.24.

 

5-го сентября 1925 года, был подписан контракт на поставку 6 бронедрезин Т18 польской стороне. В варианте для Польши пулемет vz.24 был заменен на Hotchkiss калибра 8 мм и тяжелый Maxim калибра 7,92 мм. (Рис.44)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/tatra_t18/t18_zuk_2.jpg

Рис.44 – Бронедрезина Т18 с пулеметом Hotchkiss.

 

     Других изменений «польский вариант» не претерпел.

На испытаниях в Витковице (Vitkovice) бронедрезина Т18 показала не столь впечатляющие характеристики как ожидалось - скорость составила 50 км/ч, запас хода – 700 км, а особенности шасси ограничивали максимальную массу до 4000 кг.  Кроме того, выяснилось, что бронелисты не соответствуют заявленным показателям пулестойкости. Проведенный анализ выявил грубейшие нарушения технологического процесса, из-за чего броня получала чрезмерно ломкой и неравномерно прочной. Пробившая её пуля вызывала массу вторичных осколков и трещин.

За исправление недостатков взялась фирма Skoda, на предприятии которой дрезины подверглись перебронированию. После этого, на повторных испытаниях, начавшихся весной 1926 года, Т18 наконец показал требуемые характеристики. (Рис.45)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/tatra_t18/t18_8.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/tatra_t18/t18_1.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/tatra_t18/t18_10.jpg

Рис.45 - Бронедрезины Т18 “Zuk”, 1926г.

 

Модернизация дрезины привела к созданию нового проекта, оснащенного более мощным двигателем Tatra T14/52 мощностью 26 л.с. Поскольку габариты этой силовой установки были больше, пришлось бы увеличить длину корпуса с 3650 до 3800 мм. Ещё один вариант предусматривал постройку безбашенной модификации оснащенной двумя пушками в передней и задней части корпуса. Тем не менее, ни один из этих проектов не был реализован.

Новый контракт для армии ЧСР был заключен 18 августа 1926г. Однако после армейских маневров 1928-1930гг. чешское военное руководство охладело к теме бронемашин на железнодорожном ходу. Из литературы можно понять, что в 1930г. на вооружение чехословацкой армии поступила всего одна бронедрезина Т18, которая была прикреплена к бронепоезду и должна была осуществлять патрулирование между станциями Петровице (Petrovice) и Завидов (Zavidov), но 18 декабря 1930г. произошло столкновение бронедрезины с бронепоездом, пострадавшую Т18 отправили на ремонт на станцию Раковник, после чего решили оставить её в резерве. Осенью 1938 года, когда обстановка вокруг Чехословакии осложнилась, Т18 снова ввели в строй. По новому плану дрезину собирались включить в состав бронебатальона и перегнать на территорию Словакии, но в пути Т18 получила новые повреждения после столкновения с паровозом (это случилось 22 ноября 1938г.). Машину отправили на ремонт в Миловце, где 15-го марта 1939 года она была захвачена немецкими войсками. (Рис.46)

 

Рис.46 – В таком виде бронедрезина Т18 досталась немцам, 1939г.

 

Немцы включили трофейную бронедрезину в состав Panzerzug 7 (бронепоезд №7) и весной 1941 года провели реконструкцию в Лейпциге. Далее Т18 направили в состав Panzerzug 1 и осенью того же года бронепоезд отправился на Восточный фронт. (Рис.47)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/tatra_t18/t18_ger_1.jpg

Рис.47 – Бронедрезина Т18 “Zuk” в составе немецкого бронепоезда.

 

Вроде бы, в сентябре 1926г. польская сторона подписала новый договор на поставку бронедрезин Т18 в новом исполнении. Пишут, что Польша в общей сложности получила 12 этих бронедрезин. В сентябре 1939 года польские бронедрезины Т18 успели принять участие в непродолжительных боях с немцами, после которых часть из них была захвачена в целом состоянии. В дальнейшем экс-польские Т18 прошли ремонт и также были приняты на вооружение вермахта.

⃰ Усиление батальона РUV.

В 1924г. ввиду неважного технического состояния итальянских бронеавтомобилей, батальон Prapor utocne vozby несколько сократился и претерпел организационные изменения. (Рис.48)

 

Рис.48 – Организация бронетанковых подразделений батальона Рrароr в 1924г.

Материалы Jaroslav Špitálský, https://rotanazdar.cz/?p=4979.

 

С декабря 1924г. на вооружение батальона начали поступать новые бронеавтомобили чехословацкого производства - Škoda PA-IIZelva” (Рис.49, Рис.50)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/skoda_pa2/skoda_pa2_c1.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/skoda_pa2/skoda_pa2_1.jpg

foto-5

Рис.49 - БА Škoda PA-IIZelva”.

 

https://rotanazdar.cz/wp-content/uploads/2018/09/022-1024x536.jpg

https://rotanazdar.cz/wp-content/uploads/2018/09/023-1024x605.jpg

Рис.50 – БА “Zelva” в строю PUV.

 

“Zelva” - означает «черепаха», такое название было выбрано потому, что PA-II имел корпус, напоминавший черепаший панцирь. Хотя он был сложен в производстве бронелисты корпуса получили рациональные углы наклоны, повысив тем самым живучесть машины, но толщина брони не превышала 5,5 мм. На PA-II был установлен 4-цилиндровый двигатель Škoda мощностью 70 л.с. При полной массе в 7360 кг бронеавтомобиль развивал скорость до 70 км/ч, впрочем, по пересеченной местности бронеавтомобиль мог передвигаться с большим трудом из-за своей слишком большой массы. Для управления были также предусмотрены два поста управления. Вооружение, состоявшее из четырех 7,92-мм пулеметов Schwarzloze MG.08, располагалось симметрично в передней и задней части машины, обеспечивая тем самым почти круговой обстрел. Экипаж – 5 чел.

Всего было построено 12 БА Škoda PA-IIZelva”, которые свели в эскадрон бронеавтомобилей из трех взводов по четыре машины в каждом, входивший в состав батальона Prapor utocne vozby. (Рис.51)

 

Рис.51 – БА Škoda PA-IIZelva” на марше.

 

В 1927г. три БА Skoda PA-II “Zelva” были проданы в Австрию.

В тридцатые годы PA-II постепенно заменяли на более современные БА PA-III и PA-IV. Как минимум, один БА этого типа попал в руки к немцам в 1939г.

В 1927 г. поступил на испытания опытный образец артиллерийского бронеавтомобиля, получивший название PA-II “Delovy”. (Рис.52)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/czech/skoda_pa2/skoda_pa2d_1.jpg

https://tanks-encyclopedia.com/ww2/czech/photos/skoda-pa-ii-75mm.jpg

foto-6

Рис.52 – БА PA-II “Delovy”.

 

 Его главным отличием была 75-мм пушка, установленная вместо двух передних пулеметов. Усиление вооружения обошлось весьма дорого, причем в буквальном смысле – помимо высокой цены масса увеличилась до 9400 кг, при этом снизились скорость и подвижность машины. Чехословацкая армия отказалась принимать на вооружение модифицированный PA-II, поэтому он остался в единственном экземпляре и в скором времени был разобран на металл.

16 июля 1925г. в бронебатальон был назначен новый командир подполковник Франтишек Валента (сменил майора Йозеф Гранача, который командовал PUV с 6 октября 1924 года). Пишут также, что на 1925г. (с 15 сентября) батальон состоял из 7 взводов БА, 2 взводов танков (- ?) и трёх групп бронепоездов:

запасная танковая рота (Nahradni rota praporu utocne vozby);

учебный танковый взвод (Cvicna rota utocne vozby);

1-я группа бронепоездов (Skupina pancerovych vlaku 1);

2-я группа бронепоездов (Skupina pancerovych vlaku 2);

3-я группа бронепоездов (Skupina pancerovych vlaku 3);

1-я группа бронемашин (Skupina obrnenych automobilu 1);

2-я группа бронемашин (Skupina obrnenych automobilu 2);

3-я группа бронемашин (Skupina obrnenych automobilu 3);

4-я группа бронемашин (Skupina obrnenych automobilu 4);

5-я группа бронемашин (Skupina obrnenych automobilu 5);

6-я группа бронемашин (Skupina obrnenych automobilu 6);

7-я группа бронемашин (Skupina obrnenych automobilu 7).

    Впрочем, действительно ли в 1925г. бронебатальон имел такую структуру, до конца неясно, поскольку с 1 апреля начали формировать эскадрон бронеавтомобилей. Смысл новой организации заключался в том, чтобы выделить кавалерийскую часть PUV. Изначально в эскадроне было девять совершенно новых броневиков P.A.II, три учебных грузовика, три мотоцикла с коляской и четыре лошади.

Как будто, с 1 октября 1928г. состав батальона Prapor utocne vozby определили следующим образом:

запасная танковая рота (Nahradni rota praporu utocne vozby);

рота бронепоездов (Rota obrnenych vlaku);

рота бронемашин (Rota obrnenych automobile).

    В запасную танковую роту входили танки Рено и 2 разбронированных БА типа БА Škoda PA-IIZelva” – скорее, 4 Škoda-Fiat Torino. Бронепоезда были рассредоточены вдоль границы, преимущественно, в Словакии. Роты OA по-прежнему были приданы полкам 3-й дивизии. Батальон находился в компетенции Управления особых боевых частей армии Чехословакии, но в целом не представлял собой единого боевого организма, являясь своего рода материально-технической и учебной базой для бронеединиц.

     Поскольку в 1920-х годах в вооруженных силах Чехословацкой республики было задействовано всего шесть танков (семь, если считать с радиотанком), обучение танков с пехотой буксовало. Поэтому пехотные командиры приняли решение о временном использовании макетов Renault FT. В полковых мастерских из доступных материалов - дерево и холст - сделали несколько манекенов. Выпускаемые модели имели внешние различия, поскольку в производстве не использовался единый технологический процесс, главный стандарт - чтобы макеты были не тяжелыми для перетаскивания. (Рис.53)

 

    

Рис.53 – Учебные пособия для чехословацкой пехоты.

Взвод тренировочных танков во время учений пехотного полка № 18.

 

    ⃰ Теоретическая пристрелка.

    В середине мая 1926 года майор GS. Rudolf Vyčítal написал работу Paper Tanks - это одна из первых работ, связанных с введением танков в вооружение чехословацких Вооруженных сил. Автор в своем меморандуме в общем пришел к выводу, что Чехословакия обладает достаточным промышленно-техническим потенциалом для развертывания танкового производства. GS. Rudolf Vyčítal пригласил военный институт VTÚ осветить состояние танкостроения, направления развития типов танков по тактическому назначению в других странах. Из документа следует, что на развитие танкостроения можно выделить (в 1926г.) не менее 500000 – 1000000 крон.), в основном за счет сокращения трат на кавалерию, и следует построить роту танков того типа, который эксперты сочтут наиболее подходящим для армии. 

   В июле 1926г. разведывательное управление Главного штаба и в сентябре 1926г. VTÚ подготовили информацию о состоянии танкостроения и организации танковых частей за границей. (Рис.54)

 

010

 

011

014 015

016 017

018 019

020 021

022 023

024 025

026 027

Рис.54 – Материалы аналитиков MNO и VTÚ по типам зарубежных танков.

 

    Чехословацкие специалисты выделили типы легких танков (от 2 до 10 тонн), средние танки (10 – 20 т) и тяжелые танки (40 – 80 тонн). Они вывели некую формулу, учитывавшую скорость машины, ее размеры и бронирование. Были сделаны следующие выводы: «лучшая броня танка - это его скорость. Образцовой конструкцией, похоже, является в этом направлении американский танк «Средний танк 1922 года», весом 25 т, вооруженный пушкой 1-6 см (- возможно, это следует понимать: одной пушкой 6 см) и двумя пулеметами. Пушка и один пулемет в башнях. Танк оснащен двигателем Liberty (330 л.с.), развивает максимальную скорость до 40 км /ч». Чехословаки придумали интересную классификацию танков по конструкции ходовой части. Они считали, что важной особенностью танка является его способность преодолевать вертикальные стенки. «Чтобы танк преодолевал препятствие с вертикальной стенкой высотой h, необходимо, чтобы центр направляющего колеса гусеницы был на одной высоте. Кроме того, необходимо, чтобы плоскость, пересекаемая передними точками гусениц и под углом 45° к горизонтали, не пересекала какую-либо часть транспортного средства. То же самое относится к задним точкам гусениц и плоскости, которая наклонена назад на 45°. Эта способность транспортного средства преодолевать препятствия определяется конкретной формой гусеницы, например, «прямая» форма (система) отличается тем, что передняя часть упирающейся нижней части борта наклонена вперед на угол α.

 

 

 

   Если мы будем следовать форме гусениц в этом отношении, мы можем классифицировать их по этим категориям. Форма Холта: формирующие поверхности гусеницы вперед и назад имеют цилиндрическую форму одинакового диаметра. Форма Renault: бортовые поверхности спереди и сзади имеют цилиндрическую форму с неравномерным диаметром.
Форма «Международная»: нижняя часть гусеницы имеет два угла, поднимающихся спереди.

   Каждый тип имеет свою собственную характеристическую кривую качения, по которой можно судить о различных возможностях транспортного средства.

 

 

   Каждый тип имеет свою собственную характеристическую кривую качения, по которой можно судить о различных возможностях транспортного средства».

   Также следовал довольно подробный разбор технических подробностей конструкции танка и довольно очевидных выводов (например, при создании танков нужно уделять внимание проблеме обзорности из танка, улучшению условий обитаемости и т.д.), интерес вызывают рекомендации по бронированию. «Требуется броня 15 мм. Эта броня, впрочем, не выдерживает тяжелого пулемета, будущего противотанкового оружия. Мы должны рассчитывать, что в будущем калибр 20 мм будет пробивает броню 15 мм на расстоянии 500-600 м. На расстоянии 325-350 м этот калибр пробивает пластину 20 мм и на расстоянии 200 м пластину толщиной 25 мм. Мы видим, что было бы необходимо удвоить толщину брони, исходя из расчетов, что масса 20-мм боеприпаса составляет 140 гр., а начальная скорость 650 м/с». Однако затем вдруг следует пассаж: «Здесь снова приходит правило, что скорость танка в движении должна частично заменять броню».

    На основании полученной информации оперативный отдел штаба предложил ввести в армию легкую штурмовую машину. Причины такого решения: «Особая ситуация в нашей стране, в которой мы можем предсказать надвигающуюся войну (- т.е. война не будет внезапной); условия местности (в основном горный рельеф, слабые мосты, не совсем хорошее состояние дорог); цена вопроса (создание прототипа легкой машины будет стоить до 1 200 000 крон, а тяжелой, вероятно, до 5 000 000 крон). Исходя из общего положения соседних армий, можно предположить, что в первый период войны у наших врагов не будет танков, и поэтому их внедрение будет для нас большим преимуществом, и мы получим значительное преимущество. В то же время речь идет об изучении легкого штурмового танка с целью получения конструктивного опыта (создания заводов для производства) и определения типов штурмовых танков. Прототип легкого танка должен создаваться в массах не более 10 т, желательно 6-8 т. Скорость 15 - 25 км в час на хорошей почве. Броня должна защищать экипаж от бронебойных пуль винтовочного калибра, а также от шрапнели легкой артиллерии. Танк должен преодолевать препятствия шириной 2 метра, водные преграды глубиной до 80 см. Вооружение – одна пушка 75 мм и один пулемет в башне (- кажется не исключался второй пулемет, надо полагать в корпусе). Боекомплект: для орудия – не менее 60 выстрелов, на пулемет минимум 1000 патронов. Экипаж 3 чел. Радиус действия 6-8 часов».

    Пишут, что в 1927г. конструкторский отдел завода ČKD разработал «бронированный танк «Прага». (Рис.55)

 

Рис.55 – ČKD Praga.

 

    Заметно, что шасси машины заимствовано от тягача Praga MT, но по ТТХ она только отчасти вписывалась в предложения штаба армии. В целом же, получилось нечто весьма похожее на известный Renault FT.

 

 

Заключение

 

Технические концепции и Директории Этапа, Резюме, количественная оценка танковой техники за Этап, опытные типы, проекты, классификация по массе, классификация по вооружению, оригинальные конструктивные решения, производство, импортные типы, отправные решения, Эпилог.

 

* Технические концепции и Директории Этапа.

    В рассматриваемый Этап в Чехословакии получили развитие Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г. и Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. (Табл.1)

 

Таблица 1 – Директории Этапа 1923-1929гг.

Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г.

Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.

1 Директория, 1923-1929гг.

Синтетический прототип Hanomag WD-50PS, Č, 1923 – (тр)11

КН-50

КН-60

КН-70

2 Директория, 1927гг.

Синтетический прототип «Рено», Fr, 1916 – (бгм)9

ČKD Praga

 

* Резюме.

Этап развития чехословацкого танкостроения 1923-1929гг. не имеет логических Периодов.

После развала Австро-Венгерской империи Чехословакии досталось несколько крупных промышленных предприятий: Škoda, ČKD, Tatra. Чехи и словаки, на протяжении веков бок о бок жившие с немцами, тяготевшими к инновациям в военном и промышленном деле, также применяли интересные решения. Уже во времена Гуситских войн (происходили в период с 1419 по 1434 год) один из предводителей гуситов Ян Жижка (Рис.56) придумал использовать вагенбург (Рис.57) — скрепленные цепями повозки (Рис.58) в качестве оборонительного укрепления и захвата плацдарма для последующих атак.

 

Рис.56 – Ян Жижка - (чеш. Jan Žižka z Trocnova); около 1360-1424гг. - знаменитый вождь гуситов, полководец, национальный герой чешского народа.

 

Рис.57 – Вагенбург - табор, или лагерь из повозок.

 

Рис.58 – Гуситский боевой воз, реконструкция.

 

Разумеется, история с вагенбургами никакого прямого отношения к чехословацкому танкостроению иметь не может. Первые танки, попавшие в Чехословакию, были французские легкие машины Renault FT-18. Видимо, низкие скоростные характеристики последних заставили чехословаков в 1923г. обратить внимание на предложение немецкого конструктора Joseph Vollmer разработать колесно-гусеничное шасси для танков – идея колесно-гусеничных танков в начале двадцатых была весьма популярна в среде европейских танкостроителей. Попытка не увенчалась успехом, главным образом, потому что под колесно-гусеничный ход решили приспособить шасси обычного трактора.

* Количественная оценка танковой техники за Этап.

Всего за Этап 1923 -1929гг. в Чехословакии было произведено танков: 4/5 шт. (Табл.2).

 

Таблица 2 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Чехословакии в 1923-1929гг.

Маневренные типы 1923 -1929гг.

Быстроходные танки 1923-1929гг.

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

КН-50

1923-1924

1/2 оо

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

КН-60

1926-1927

2 оо

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

КН-70

1929

1 оо

Всего: 4/5 оо

Пехотные типы 1927г.

Легкие пехотные танки 1927г.

Легкий по массе пехотный танк

ČKD Praga

1927

проект

Всего: 1 проект

 

* Опытные типы.

Все танки, произведенные в Чехословакии в рассматриваемый Этап, являлись опытными.

⃰ Проекты.

 

Таблица 3 – Проект, 1927г.

марка

тип

годы

ČKD Praga

Легкий по массе пехотный танк

1927

 

* Классификация по массе.

Все построенные и проектировавшиеся в 1923-1929гг. чехословацкие танки были легкими по массе (Табл.4).

 

Таблица 4 – Классификация по массам.

Легкие по массе танки

4,2-11т

КН-50 (1/2)

КН-60 (2)

КН-70 (1)

ČKD Praga

 

Итого: 4/5 шт.

Колесно-гусеничные танки на шасси трактора Hanomag WD-50PS.

 

 

* Классификация по вооружению.

В рассматриваемый Этап в Чехословакии проектировали и строили танки либо с пушечным, либо с пулеметным вооружением. (Табл.5).

 

Таблица 5 – Классификация танков по вооружению.

Пулеметные

 

 

 

Итого: 1 шт.

Еще один КН-50, возможно, не имел вооружения.

Маневренные типы:

КН-50 (1)

Пехотные типы:

ČKD Praga

Пушечные

 

 

 

 

Итого: 3 шт.

КН-70 не имел вооружения.

Маневренные типы:

КН-60 (2)

КН-70 (1)

Пехотные типы:

ČKD Praga ?

 

* Оригинальные конструктивные решения.

Все чехословацкие танки типа КН имели колесно-гусеничный ход.

* Производство.

Танки строились совместными усилиями трех предприятий: Breitfeld-Danek (позднее была объединена с фирмой ČKD), Ringhoffer, Laurin a Klement (позднее вошла в состав фирмы Škoda) и ČKD. Некоторые авторы в связи с производством чехословацких танков типа КН упоминают предприятие Tatra.

 

Таблица 6 - Чехословацкое танкостроение Этапа 1923-1929гг. по годам.

Годы

1 Директория

2 Директория

1923

КН-50

 

1924

КН-50 (1)

 

1926

КН-60 (1)

 

1927

КН-60 (2)

ČKD Praga

1929

КН-70 (1)

 

 

Таблица 7 – Количество произведенных танков по годам.

год

количество

1921

0

1924

1/2 оо

1926

1 оо

1927

1 оо

1929

1 оо

Итого

4/5оо = 4/5

 

⃰ Импортные типы.

В 1921г. чехословаки получили 7 или 8 легких французских танков Renault FT-18. Все машины в составе взвода вошли в роту БА батальона Рrароr. К концу 20-х танки Renault FT-18 оставались единственным типом танков на вооружении чехословацкой армии. В начале 30-х французские легкие танки Рено вошли в 3-ю, или в учебную роту танкового полка PUV, созданного на базе батальона Рrароr. Танки FT-18 находились в строю данной части до апреля, включительно, 1934г.

* Отправные решения.

 

Таблица 8 – Дублирующий реликтовый прототип, 1923г.

1923

Дублирующий реликтовый прототип Hanomag WD-50PS, Č, 1923 – (тр)11

Hanomag WD-50PS

 

Колесно-гусеничный вариант трактора Hanomag WD-50PS

 

Таблица 9 – Региональный прототип

КН-60

1929г.

СССР

Т-25 проект 1

 

* Эпилог.

Попытка создания совместными усилиями немецких и чехословацких специалистов колесно-гусеничного танка на тракторной базе не увенчалась успехом.

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru