Инерционное развитие                                                                         © Смирнов А.Г., 2016г.

 

 Легкий ромб, новые британские типы на платформе Mk D, американские средние танки по типу Mk D, французский вариант темы Mk D, другие варианты Char de Bataille, экспериментальный FCM 2С, новые модификации легкого танка Renault FT, улучшение Renault FT поляками.

 

Типы и танки, полученные в начале 1920-х на базе конструкций танков Первой мировой.

 

Время работы по теме;

верхняя строчка – время проекта;

нижняя строчка – время производства;

если годы проекта и производства совпадают – указаны в одной строчке

Страна

Название

Тактический тип

Состояние

1919

Fr

Char Delauny-Belleville 1919

Средний по массе пехотный танк

оо

1920-1921гг.

1921-1922гг.

US

Medium Tank А Model 1921

Средний танк

оо

1920-1921гг.

1921г.

UK

Vickers Light Tank 1921

 

Легкий по массе пехотный танк

оо

1920-1921гг.

1921-1922гг.

US

Medium Tank А Model 1922

Средний танк

оо

1921г.

UK

Light Infantry Tank

Средний по массе легкий пехотный танк

оо

1921г.

1922г.

UK

Light Tropical Tank

Легкий по массе пехотный танк

оо

1921-1923гг.

1923-1924гг.

Fr

Schneider-Renault SRА

Средний по массе боевой танк

оо

1921-1923гг.

1923-1924г

Fr

FCM M1921

Средний по массе боевой танк

оо

1921-1923гг.

1923-1924гг.

Fr

Schneider-Renault SRВ

 

Средний по массе боевой танк

оо

1921-1923гг.

1923-1924гг.

Fr

FAHM M1921

Средний по массе боевой танк

оо

1923г.

Fr

Char Lourd 2Cbis

 

Тяжелый экспериментальный танк

экспериментальный танк

1924г.

1924-1925гг.

Fr

Renault FT М24/25

Легкий по массе пехотный танк

боевой тип

1924-1925гг.

1926-1929гг.

Fr

Renault NC1/NC27

 

Легкий по массе пехотный танк

боевой тип

1924-1925гг.

1925г.

Fr

Renault NC2 Hinstin-Kegresse

Легкий по массе пехотный танк

оо

1925/26г.

Esp

Renault FT-Trubia

Легкий по массе пехотный танк

оо

1926-1927гг.

Fr

Renault FT М26/27

Легкий по массе пехотный танк

боевой тип

1926-1927гг.

1927-1928гг.

Pol

Renault FT-18 Long

Легкий по массе пехотный танк

оо

1928г.

Fr

Renault NC28/ NC2

Легкий по массе пехотный танк

оо

1929г.

J

Renault Otsu-Gata

Легкий по массе пехотный танк

боевой тип

 

⃰ Легкий ромб.

В 1920г. британская армия озвучила четкое желание иметь легкий танк, обладавший проходимостью Mk.V и маневренностью Mk.A. На фирме Vickers (в 1919г. Vickers Ltd. приобрела компанию Metropolitan Railway Carriage, занимавшуюся производством танков Mark V) немедленно принялись за дело. Разумеется, создавать новый танк решили, оттолкнувшись от хорошо освоенной конструкции ромбов.

Недостатки последних ромбов семейства Mk V были хорошо известны, поэтому решили, сохранив ромбовидную форму конструкции, построить более совершенную и легкую машину. Так в 1920г. начался проект легкого танка поддержки пехоты - Vickers Light Tank D или Vickers Infantry Tank. (Рис.48)

 

Рис.48 - Vickers Light Tank.

 

     Vickers Light Tank 1921 - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)4 -1-8.27. Тактическая классификация – «легкий по массе пехотный танк».

По большому счету, новый танк представлял собой уменьшенный вариант Mk.V (- точнее, Mk B (Рис.49)), рассчитанный под более высокие динамические качества и установку башни с круговым вращением.

 

Рис.49 - Mk B.

 

Бронирование танка составляло 12,7 мм по вертикальным бронелистам корпуса. Бронирование крыши, днища – 4 мм. Длина – 2134 мм.  Масса 8750 кг. Экипаж – 5 чел.

Ходовая часть, применительно на один борт, состояла из пяти двухкатковых тележек, заднего ведущего колеса, переднего направляющего колеса и четырех поддерживающих колес. Подвеска тележек с опорными имела пружинное подрессоривание, что было несомненным шагом вперед. Крупнозвенчатая гусеница состояла из 57 стальных траков, конструкция которых заимствовалась от танка Medium Mark B. Таким образом, ходовая часть Vickers Light Tank оказалась несколько более прогрессивной, чем у ромбов выпуска 1916-1918гг. В то же время, конструкция литых гусеничных траков без грунтозацепов осталась почти без изменений.

Корпус танка проектировался с учетом полученного боевого опыта. Носовая часть собиралась из нескольких бронелистов, а её верхняя секция приобрела более плавные очертания. В силу особенности конструкции ромбовидных танков борта корпуса выполнялись строго вертикально и одновременно являлись задней стенкой, на которой крепились элементы ходовой части. Высадка-посадка экипажа производилась через две прямоугольные двери в бортах, а для сброса собиравшейся на гусеничных траках грязи были сделаны по три выреза по каждому борту с загнутыми внутрь пластинами.

В кормовой части корпуса размещался бензиновый двигатель мощностью 86 л.с., оснащенный жидкостной системой охлаждения. На танке устанавливалась гидравлическая трансмиссия типа Williams-Jenney. Верхний кормовой бронелист (в котором были сделаны вырезы под вентилятор, выхлопные трубы и технологические люки доступа к силовой установке) имел наклон порядка 40°. Нижний бронелист, где имелось два прямоугольных выреза под вентиляционные решетки с бронированными жалюзи, устанавливался вертикально.

Боевое отделение компоновалось наподобие танков Medium В и Medium С, но с некоторыми особенностями. Например, выполненная невысокая надстройка в передней части получила форму полукруга, в то время как задняя плавно переходила в кормовой наклонный бронелист. Для обеспечения обзора водителю в передней секции сделали пять смотровых с бронестеклами. Боевое отделение было изолировано от МТО. Экипаж танка состоял из пяти человек: командир, водитель и три пулеметчика.

На крыше надстройки устанавливалась полусферическая башня, оснащенная командирским куполом с верхним двухстворчатым люком и шестью смотровыми щелями. Диаметр башни составил 67 дюймов (170 см) и почти равнялся ширине надстройки корпуса. Как и в годы войны, прорабатывалось два варианта танка – самец и самка.

Самка проектировалась с тремя пулеметами Hotchkiss в башне. Оригинально был решен вопрос размещения вооружения. Согласно новой тенденции, было решено, что наиболее оптимальным вариантом будет разнесенное расположение пулеметов: два передних и один задний Hotchkiss монтировались в отдельных шаровых установках, что теоретически позволяло с большей эффективностью поражать сразу несколько целей. Боезапас составлял 6000 патронов. Оконченный постройкой в декабре 1921г. прототип самки получил название Vickers Light Tank No.1 (Рис.50).

 

​Vickers Infantry Tank No.1, первый английский лёгкий танк - Medium Tank Mk.I: первый манёвренный | Военно-исторический портал Warspot.ru

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/viclers_light_tank1921/vickers_n1_1m.jpg

Рис.50 - Vickers Light Tank No.1, 1921г.

 

Опытный самец, оснащенный одной 3-фунтовой (57-мм) пушкой, получил название Vickers Light Tank No.2. (Рис.51)

 

Рис.51 - Vickers Light Tank No.2.

 

У самца формально сохранялись три пулемета (некоторые пишут, что фактически на втором прототипе из пулеметов монтировался только зенитный пулемет). Боезапас для орудия составил 50 выстрелов, для пулеметов количество патронов не изменилось. Второй прототип был готов через пять с половиной месяцев, к июлю 1922г.

На испытаниях танки показали максимальную скорость до 24 км/ч при движении по дороге с твердым покрытием, что сделало их самыми быстрыми из всех ромбов. По части проходимости вопросов тоже почти не возникало – Vickers Light Tank переходил траншеи шириной до 3 метров и мог преодолеть вертикальную стенку высотой более 1 метра. Однако специалисты фирмы Vickers так и не смогли обеспечить нормальную работу силовой установки и трансмиссии. На прототипах периодически выходили из строя различные агрегаты, что не лучшим образом сказывалось на результатах испытаний. Кроме этого, более приоритетным стал проект по новой спецификации военных. В совокупности, это привело к отмене всех работ по Vickers Light Tank в конце 1922 года, после чего оба прототипа разобрали.

⃰ Новые британские типы на платформе Mk D.

В 1921 г. в Британии была выдана спецификация на разработку танков т.н. лёгких типов. Техническим заданием предусматривалась разработка сразу двух «легких» танков, получивших впоследствии обозначения: пехотного и тропического.  Не мудрствуя лукаво, Johnson взял за основу для легкого пехотного танка - Light Infantry Tank (Рис.52) - конструкцию Medium DM, впрочем, несколько переработав ходовую часть.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/medium_tank_mk.d/medium_mk.d_5.jpg

Рис.52 – Легкий пехотный танк по теме Mk D, 1921г.

 

Судя по форме надстройки Light Infantry Tank, возможно, был произведен на Vickers. Компоновка осталась прежней: боевое отделение находилось спереди, моторный отсек и элементы трансмиссии - сзади.  Как пишут, Light Infantry Tank обладал амфибийными свойствами, имел 100-сильный двигатель Hall-Scott. Хотя в целом конструкция гусениц сохранилась от Mk D, однако трак имел совершенно иную форму – форму «башмака». Для предупреждения провисания «кабеля» гусеницы, к которому на шарнирах крепились «башмаки», в задней части танка был предусмотрен механизм натяжения гусеницы. В 1921г. был построен единственный экземпляр этой машины. Габариты машины: длина – 6714 мм, ширина 2145 мм, высота 2800 мм. Бронирование – лоб корпуса 14 мм. Танк имел массу 17,5 т. Следует понимать, что пехотный танк массой 17,5 т, разумеется, выглядел легким пехотным типом, по сравнению с тяжелыми пехотными ромбами массой в 30 т. Вооружение – четыре 7,7-мм пулемета Vickers, экипаж – 5 чел. Некоторые пишут, что Light Infantry Tank, якобы имел вращающуюся башню. Судя по фото, это маловероятно, но, возможно, намерения такие действительно имелись.

     Light Infantry Tank - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)26 -1-10.5. Тактическая классификация – «средний по массе легкий пехотный танк».

На испытаниях машина развила скорость в 30 миль/ч (48 км/ч), тем не менее, танк на вооружение принят не был.

Последняя машина, созданная на основе конструкции Mk D - Light Tropical Tank (Рис.53) имела существенные отличия в компоновке.

 

Рис.53 - Light Tropical Tank, 1922г.

 

Теперь спереди размещалась моторно-трансмиссионная группа, в кормовой части находилось боевое отделение и пост управления. Двигатель Taylor, бензиновый, мощностью 45 л.с. Ходовая часть оставалась многокатковой с задним расположением ведущего колеса. «Змеевидная» гусеница исчезла (появился «башмак»), но «кабельная» подвеска сохранялась. Масса танка составляла 5,5 т. Бронирование не превышало 14 мм в лобовой части корпуса. В задней части машины, над корпусом размещались две пулеметные башни. Экипаж 3 чел.: водитель, командир и второй башенный стрелок. Поскольку танк рассчитывали использовать в колониях с жарким климатом была предусмотрена система дополнительной вентиляции.

     Light Tropical Tank - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)26 -1-10.6. Тактическая классификация – «легкий по массе пехотный танк».

В 1922г. прототип машины был построен и испытывался, говорят, вплоть до 1923г. в Фарнборо. На испытаниях танк развивал скорость до 24 км/ч., запас хода по шоссе 60 км, но военные машину не приняли.

Итак, к 1923г. ни один из танков на платформе Mk D британских военных не заинтересовал. Группа Джонсона вошла в конфронтацию с командующим Танковым корпусом Gen. Elles, и последний в 1923г. окончательно закрыл тему. Однако конструкция танков Mk D была замечена в США и во Франции.

⃰ Американские средние танки по типу Mk D.

      В 1919г. US Army Ordnance Dept. разработал спецификацию для перспективного типа среднего танка. Согласно изначальной спецификации, требовалась 18-тонная боевая машина с двигателем, обеспечивающим удельную мощность не меньше 10 л.с. на тонну. Максимальная скорость такого танка оценивалась на уровне 19–20 км/ч, а запас хода должен был составить 100 километров. Танк планировалось вооружить одной пушкой и двумя пулемётами. В башне предусматривалось двухъярусное размещение вооружения. Броня должна была обеспечивать защиту машины и экипажа от пуль винтовочного калибра со всех дистанций. 18 августа 1919 года спецификация на средний танк была утверждена бригадным генералом Самуэлем Рокенбахом (Samuel D. Rockenbach), новым командиром американского Танкового корпуса. 4 ноября 1919 года Комитет по вооружению пересмотрел требования по броне: теперь она должна была защищать и от пуль калибра 12,7 мм. Программа получила обозначение Medium А.

Проектированием варианта среднего танка, с оглядкой на британский перспективный средний танк Medium Tank Mark D, в 1920г. занялись специалисты Технического департамента Танкового корпуса, располагавшегося в Рок-Айлендском Арсенале (Rock Island Arsenal) – здесь как раз заканчивали производственную программу по выпуску тяжелых танков Mk VIII, последний ромб Mk VIII был построен в июне.

Впервые вопрос о том, что Департамент вооружений Армии США хочет заполучить танк конструкции Филиппа Джонсона (Mk D), был поднят в июне 1919 года. Немалую роль в принятии решения об использовании концепции Medium Tank Mk.D сыграл майор Карлсон (R.E. Carlson), входивший в англо-американскую танковую комиссию.

2 апреля 1920г. Техническому комитету Танкового корпуса был представлен деревянный макет среднего танка, который внешне почти копировал британский Mk D. (Рис.54)

 

Рис.54 – Полноразмерный макет американского среднего танка, апрель 1920г.

 

Было очевидно, что американцы внимательно ознакомились с конструкцией Mark D, но решили кое-что исправить. Во-первых, их не устраивала установка пулеметного вооружения в рубке, поэтому появилась вращающаяся башня. Во-вторых, уязвимость ходовой части. В-третьих, крайне неудобное положение водителя в кормовой части боевого отделения (рубки) и плохая вентиляция боевого помещения. Американские конструкторы постарались избежать повторения ошибок, но их средние танки, также как британские, имели гусеничные ветви, почти полностью охватывающие корпус, за исключением невысокой надстройки моторно-трансмиссионного отсека и подбашенной коробки.

13 апреля 1920 года US Army Ordnance Dept. разрешил постройку двух образцов перспективного танка. Первый (Medium Tank Model 1921 или М1921) строился с оригинальной ходовой частью, второй (Medium Tank Model 1922 или М1922) получал британскую «змеиную гусеницу» (snake track), как на Mk D.

Ходовую часть Medium Tank Model 1921 разработал инженер компании Holt Эмиль Норелиус (Emil Francis Norelius). Норелиус создал несколько типов самоходных установок на тракторном шасси - все эти машины вышли под маркой Holt. Вместо сложной системы с тросами Норелиус предложил более традиционные элементы, разработанные им для Holt. Ходовая для нового танка имела восемь опорных катков малого диаметра, сблокированных в две тележки по четыре катка в каждой. В свою очередь тележки оснащались подвеской на вертикальных пружинных рессорах, неподвижные элементы которой крепились к внешней стороне борта корпуса. Направляющие спицованные колеса и механизм натяжения гусениц находились спереди. Лучшему натяжению гусеницы также способствовало введение дополнительного катка, установленного между передней тележкой и направляющим колесом. Ведущие колеса зубового зацепления были также спицованными и располагались сзади. Крупнозвенчатая гусеница состояла из 68 (?) стальных траков. Для поддержки её верхней ветви служили четыре верхних колеса, прикрепленных на кронштейне к борту корпуса. Практически все элементы ходовой части и подвески (за исключением небольших сегментов в месте установки ведущих и направляющих колёс) закрывались бронещитом толщиной 9,5 мм. Предвидя, что в процессе передвижения по пересеченной местности внутри будет забиваться грязь, для её сброса предусмотрели два прямоугольных выреза, расположенных ближе к средней части бронещита.

Корпус танка М1921 имел клепаную конструкцию и собирался на металлическом каркасе из броневых листов дифференцированной толщины: лоб корпуса, башня – 25,4 мм, борт корпуса, корма – 9,5 мм. Крепление бронелистов производилось при помощи болтов и заклёпок.

Компоновка корпуса была выполнена по классической схеме.

Отделение управления располагалось в носовой части корпуса, имевшей клиновидную форму. По опыту боёв в Европе верхние и нижний бронелисты были установлены под значительными углами наклона, так что их дюймовая толщина (25,4 мм) с легкостью позволяла выдерживать огонь из любого вида легкого стрелкового оружия, а также малокалиберных пушек. В верхнем бронелисте отделения управления был сделан створчатый люк, два сегмента которого откидывались в стороны, а третий откидывался вверх, представляя собой лобовую крышку небольшой рубки над головой механика-водителя со смотровой щелью. Две дополнительные смотровые щели, защищенные бронестеклами, находились по бортам этой рубки.

Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса, на крыше которого была сделана приземистая подбашенная коробка. Башня цилиндрической формы получила скошенные верхние бортовые бронелисты и была рассчитана на трех человек. Спереди, по сторонам от 57-мм орудия, находились места для артиллериста и заряжающего. За ними, на небольшом возвышении, располагалось место командира танка. Пушка британского образца, монтировалась на станке и спереди защищалась массивной полусферической маской. Толщина бронирования вертикальной поверхности башни составляла 25,4 мм. Из-за того, что диаметр башни был больше ширины подбашенной коробки, по бортам пришлось выполнить небольшие дополнительные секции, расширив тем самым пространство под погон. В задней стенке башни также выполнили двухтворчатый люк для высадки и посадки танкистов в боевое отделение. Для улучшения обзора установили на крыше башни высокую цилиндрическую башенку с двухстворчатым люком сверху, пятью смотровым щелями и одним 7,62-мм пулеметом Colt-Browning в шаровой установке.

Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса и занимало почти 50% от всей длины корпуса. Для танка М1921 был выбран бензиновый двигатель Murray-Tregurtha мощностью 220 л.с. Трансмиссия была механической, с планетарной коробкой передач, обеспечивавшей 4 скорости движения веред и 1 назад. Выхлопные трубы вместе с глушителями выводились на оба борта, но в процессе испытаний их сняли.

Первый прототип среднего танка М1921 строился мастерскими Арсенала в Рок-Айленде и был готов, как указывают, в декабре 1921г., но судя по фото, постройка танка была завершена в 1922г. (Рис.55, Рис.56)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/medium_m1921/m1921_may1922_3.jpg

Рис.55 – Вид на танк М1921, Рок-Айлендский Арсенал, май 1922г.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/medium_m1921/m1921_may1922_2.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/medium_m1921/m1921_may1922_1.jpg

Рис.56 – Танк М1921 во дворе Арсенала, 1922г.

 

     Medium Tank А Model 1921 - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)26 -6-11.1. Тактическая классификация – «средний танк».

    Боевую массу машины обычно указывают в 18597 кг, но в справочных документах Департамента Вооружений боевую массу оценили в 20865 кг.  Габариты: длина – 6550 (6400) мм, ширина – 2440 мм, высота – 2960 мм. Экипаж 4 человека. Водитель располагался в лобовой части корпуса, для доступа в верхнем лобовом листе корпуса предусматривался двухстворчатый люк. Прочие члены экипажа находились в боевом отделении, над которым размещалась двухъярусная башня – основная, а на ее крыше еще одна – пулеметная с 7,62-мм пулемета Colt-Browning M1919. В основной башне находилась орудийная установка, причем впервые в практике танкостроения была получена спаренная орудийная установка – главный калибр танка 57-мм (6-фунтовая) пушка была спарена с 7,62-мм пулеметом Colt-Browning M1919.  Орудийная установка имела подвижность и в вертикальной, и в горизонтальной плоскости. (Рис.57)

 

 

Рис.57 – Спаренная орудийная установка танка Medium Tank Model 1921.

 

В качестве подрядчика для производства силовой установки выбрали компанию Murray and Tregurtha, Inc., специализировавшуюся на судостроении и корабельных моторах. Подрядчик адаптировал для танка корабельный V-образный двигатель. Хотя номинально этот мотор выдавал 220 лошадиных сил, на практике больше 195 лошадиных сил ему развить не удавалось. Результатом стало то, что танк на испытаниях, начавшихся в феврале 1922 года на Абердинском полигоне, едва смог превысить скорость в 16 км/ч на дороге с твердым покрытием, а на местности – 6-10 км/ч. Запас хода около 80 км. Дополнительные проблемы заключались в низкой надёжности силовой установки, недостаточное её охлаждение. Попытки решить проблему с двигателем продолжались 4 года. Наиболее простым решением считалась установка более мощного авиационного мотора Liberty L-12, который использовался на тяжёлом танке Mk.VIII International. 338-сильный мотор позволил удвоить максимальную скорость, но платой за это стали постоянные поломки - трансмиссия и ходовая часть проектировались совсем под другую мощность двигателя и скорость. В начале 1925 года американские военные подписали соглашение с Packard Motor Company о разработке специального танкового мотора. Уже в июне 8-циллиндровый V-образный двигатель мощностью 200 лошадиных сил был установлен в Medium Tank M1921. Испытания показали, что новая силовая установка получилась куда удачнее прежней.

     По другим показателям танк демонстрировал хорошие характеристики: без труда преодолевал рвы шириной до 2,5 метров, вертикальную стенку до 0,75 метра и уклон 30-35°. Из наиболее явных недостатков, помимо проблем с мотором, отметили тесноту в боевом отделении.

     Вторая опытная машина, получившая обозначение Medium Tank M1922 (Рис.58), прибыла на Абердинский полигон 1 марта 1923 года.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/medium_m1921/m1922_may1922_2.jpg http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/medium_m1921/m1922_may1922_3.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/usa/medium_m1921/m1922_may1922_1.jpg

Рис.58 - Model 1922.

 

    По конструкции установки вооружения, корпуса, силовой установки и других компонентов она повторяла Medium Tank M1921. Разница состояла в ходовой части. Инженеры Технического департамента танкового корпуса позаимствовали её, с некоторыми изменениями, у Medium Mk.D. Конструкция ходовой части танка Medium Mk.D (разработка британского подполковника Филиппа Джонсона) отличалась траками «скелетного» или «змеиного» типа, когда мелкозвенчатые траки с деревянными башмаками крепились на составной металлической ленте с большими промежутками. С одной стороны, это обеспечивало значительную степень свободы (наклоны вбок), с другой – сулило массу проблем в эксплуатации. Другой замечательной особенностью была конструкция подвески опорных катков, которая представляла собой систему стальных канатов или тросов. (Рис.59)

 

​Подвеска Филипа Джонсона – это просто! А теперь представим, что трос порвался… - Американский наследник английского танкостроения | Warspot.ru

Рис.59 – Ходовая часть и элементы ходовой Medium Tank M1922 с подвеской на тросах.

 

    Количество опорных катков увеличилось до 13 (непосредственно опорными можно было считать только 6), поддерживающих колес – до 6. Вырез в средней части бортового бронещита, предназначенный для сброса грязи с верхней ветви гусеницы, стал больше по площади, а сам бронещит теперь практически полностью закрывал ходовую часть. Из других доработок можно отметить створки люка водителя меньших габаритов и измененную надстройку над МТО.

   Общая длина танка превысила 7,5 метров или 7,925 м, при этом масса составила 19958 кг.

    Medium Tank А Model 1922 - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)26 -6-11.2. Тактическая классификация – «средний танк».

     Испытания танка M1922 дали неоднозначный результат. С одной стороны, с ходовой частью конструкции Джонсона танк смог развить максимальную скорость 26 км/ч, что заметно превышало требования заказчика. С другой стороны, ожидаемые проблемы с надёжностью подвески быстро дали о себе знать. Стальной трос неоднократно рвался. В конце концов, его заменили на цепь, что несколько повысило надёжность подвески. Но проблемы с мотором не были решены. Несмотря на более высокие ходовые качества, от машины с подвеской Джонсона было решено отказаться.

     Ко времени появления первого прототипа (Medium Tank M1921) программу развития танковых сил уже определяла пехота. Теперь наличие танков массой более 15 тонн вообще не предусматривалось. 

В советских источниках, как правило, пишут, что оба экземпляра: М1921 и М1922 в конце 1920-х разобрали на металл, но в сети попадаются современные фото танка М1922 (Рис.60).

 

Рис.60 – Современный вид М1922.

 

Местоположение Medium M1922 – база армейского хранения Anniston Army Storage Depot, Bynum, Alabama.

⃰ Французский вариант темы Mk D.

После некоторой заминки по окончании войны, в 1921г. по инициативе генерала Эстиенна (Рис.61) во Франции была развернута программа «боевого танка» или «батального танка» (Char de Bataille), которая должна была привести к созданию среднего танка тяжелого бронирования.

 

Картинки по запросу Жан-Батист Эжен Эстиенн

Рис.61 - Генерал Жан Батист Эжен Эстиенн (Jean Baptiste Eugène Estienne), 1860–1936гг.

«Отец» французских танковых войск.

 

Помимо поддержки пехоты, «боевой танк» должен был самостоятельно выполнять свои задачи, включая борьбу с вражеской бронетехникой. Отсюда выдвигались соответствующие требования: максимально низкий силуэт корпуса, боевая масса до 13 тонн (- в некоторых источниках пишут – порядка 30 метрических тонн), бронирование до 25 мм, обязательное пушечно-пулеметное вооружение. Насчет последнего пункта предлагалось два варианта – с 75-мм гаубицей и 47-мм противотанковой пушкой, но в любом случае их предстояло установить в корпусе - предполагалось, что будущая война будет также позиционной, следовательно, расположение позиций противника будет только по фронту впереди. А вот пулеметы в количестве двух штук надлежало установить в башне с круговым вращением. Экипаж – 3 человека. Основное требование, выдвигаемое к ходовой части танка, заключалось в способности преодолевать рвы и траншеи шириной 2,5-3 метра.

В январе 1921г. объявили конкурс на создание перспективного среднего танка с тяжелым бронированием - Char de Bataille. В процессе приняли участие пять компаний: «Делоне-Бельвилль», FCM, FAHM (- в литературе частенько именуют St-Chamond), Renault и Schneider - последние две выступили сообща. Объединенными силами КБ Renault и Schneider удалось построить два опытных образца, получивших названия SRA и SRB. Вариант SRA проектировался под впечатлением от новейшего английского среднего танка Mk.D.

Танк SRA (Рис.62) имел обводы и ходовую весьма близкую к Mk.D.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_sra/sra_2.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_sra/sra_4.jpg ​SRA на ходовых испытаниях - Начало тернистого пути к «боевому танку»  | Warspot.ru

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_sra/sra_3.jpg

Рис.62 – Танк SRA.

 

Танк SRA, однако, имел значительные отличия по вооружению, бронирования, а также был немного короче, чуть выше и не имел возможности плавать (лучше сказать, тонуть на плаву).

Масса SRA - 19,5 т. Длина – 5950 мм, ширина – 2260 мм, высота – 1950 мм.

Сведения о бронировании танка SRA достаточно скупы. Достоверно известно только о толщине брони лобовой части корпуса и бортов – 30 мм. Корма могла быть защищена 20-30 мм бронелистами, крыша и днище – 10-15 мм. Толщина стенок башни ST1 составляла 30 мм, крыши – 10 мм.

Корпус танка SRA был достаточно простой формы. Борта устанавливались вертикально, причем наибольшее количество наклонных бронелистов пришлось на лобовую часть. Здесь, с правой стороны, был выполнен вырез под установку 75-мм гаубицы, а с левой размещался водитель и органы управления. Рядом с орудием планировалась также установка курсового пулемета. В боевом отделении располагалось место командира, который обслуживал башенную пулеметную установку. Оба пулемета имели раздельное наведение. Экипаж – 3 чел. Для посадки и высадки экипажа в левом борту корпуса была сделана прямоугольная дверь. Приборы наблюдения оказались немногочисленны: в лобовом бронелисте корпуса был вырезан люк со смотровой щелью, защищенной бронестеклом, а пушка и пулеметы наводились на цель при помощи оптического и телескопического прицелов.

В кормовой части корпуса устанавливался 6-цилиндровый двигатель фирмы Renault мощностью 180 л.с. (половинка авиационного 21-цилиндрового мотора), топливный бак на 430 литров, вентиляторы системы охлаждения и механическая трансмиссия с планетарной КПП.

Ходовая часть сохранялась многоколёсной. (Рис.63)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_sra/sra_1.jpg

Рис.63 – Ходовая часть танка SRA.

 

 На каждый борт приходилось по два блока, каждый из которых состоял из двух двухкатковых тележек и одного независимого катка. Оба блока крепились к общей балке и снабжались амортизацией на пластинчатых рессорах. В кормовой части, между последним блоком и ведущим колесом, располагался дополнительный натяжной каток. Верхняя ветвь гусеницы получила двойную поддержку – помимо 4-х роликов устанавливались специальные направляющие полозья. Для обеспечения лучшего сцепления с гусеницей направляющее колесо также снабжалось зубцами. Практически вся ходовая часть, за исключением направляющих колес, получила защиту в виду бортовых экранов.

   Schneider-Renault SRА - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)26 -2-13.1. Тактическая классификация – «средний по массе боевой танк».

Несмотря на отработанность в производстве некоторой части узлов и агрегатов, испытания закончились для SRA неутешительным итогом. Во время ходовых тестов часто выходила из строя трансмиссия, а максимальная скорость при движении по твердому грунту при массе 19,5 тонн составила 17,5 км/ч. Кроме того, установленная на SRA башня типа ST1 была подвергнута критике. Единственными преимуществами этой машины оставались лишь хорошая проходимость по местности и запас хода 140 км.

Другие варианты Char de Bataille.

Помимо танка SRA, представленного компаниями Renault и Schneider на конкурс Char de Bataille, были и другие варианты конструкций, предложенные фирмами FCM, FAHM и еще один вариант от тандема Renault-Schneider. Проект пятого участника - «Делоне-Бельвиль» представлял собой, по сути, усовершенствованный вариант FT-17 и был отвергнут ещё на ранней стадии, как не соответствующий условиям проекта – вероятно, речь идет о машине Char Delauny-Belleville 1919 (Рис.64), опытный экземпляр которой в инициативном порядке был построен в 1919г.

 

​Средний танк разработки Delaunay-Belleville. Что за машина была его прародителем, можно понять сразу. Слева от рубки механика-водителя видна орудийная маска 37-мм пушки - Начало тернистого пути к «боевому танку»  | Warspot.ru ​Установка более мощного двигателя потребовала увеличения моторного отделения - Начало тернистого пути к «боевому танку»  | Warspot.ru

Рис.64 - Delaunay-Belleville 1919.

 

     Заметно, что танк Delaunay-Belleville представлял собой увеличенный в размерах Renault FT. Ходовая часть была многокатковой, с передними направляющими и задними ведущими колёсами. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась специальными направляющими. Носовая часть и башня были взяты от предшественника без изменений. Боевая масса выросла до 15,8 тонны, что потребовало установки нового двигателя, кроме того, на танке установили гидравлическую трансмиссию типа Williams-Janney. Эти мероприятия повлекли за собой удлинение корпуса почти на метр и увеличение высоты машины. Одновременно корпус был сделан шире, и связано это было с появлением в носовой части, слева от водителя 37-мм пушки, для чего механизм поворота танка был выполнен таким образом, чтобы без проблем осуществлялось наведение орудия по горизонту. В башне мог устанавливаться 8-мм пулемет. Габариты машины составили: длина – 5002 мм, ширина – 2120 мм, высота – 2540 мм. Вероятный экипаж 3 человека.

Char Delauny-Belleville 1919 – Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)9 -2-7.4. Тактическая классификация – «средний по массе пехотный танк».

Некоторые авторы прямо пишут, что такая компоновка танка была продиктована генеральной линей средних танков типа СА3/СА4, которая активно развивалась в 1917г. - главным камнем преткновения, не позволившим французам создать средний танк во время войны оказалась задача совмещения шасси Schneider CA с мощной длинноствольной 75мм пушкой.

В справочнике Хейгля, изданном в середине 1930-х годов, указывалось, что изначально танк Delaunay-Belleville проектировался как колесно-гусеничный, но финальный проект лишился колесной части ради упрощения конструкции.

Машина от FCM (FCM M1921) и второй вариант от Renault и Schneider (Schneider-Renault SRВ) конструктивно базировались на FCM 2C. Танк от FAHM (FAHM M1921) можно считать более оригинальной конструкцией, выросшей из технического задела танков Первой мировой.

Конструкция танка FCM M1921 (Рис.65), сохранила ходовую часть с гусеницами, почти целиком охватывавшим корпус, длина которого была доведена до 5 метров.

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/fcm_m1921/fcm21_2.jpg

Рис.65 - FCM M1921.

 

Как видим, конструкция сохранила очертания ромба. Масса машины 17 т. Бронирование: лоб – 25 мм. Двигатель карбюраторный. Трансмиссия механического типа. Ходовая часть (на один борт) - 15 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, змеевидная гусеничная лента из 66 стальных траков.

Основное вооружение должно было состоять из 75-мм пушки, установленной в лобовом листе корпуса. Для защиты от атак пехоты были предусмотрены два пулемета, установленные в башне с круговым вращением. Впрочем, сектора обстрела пулеметов существенно сокращались из-за установки в средней части корпуса двигателя и вентиляторов, прикрытых броневым кожухом и сильно выступающих за его габариты. Экипаж – 3 чел.

   FCM M1921 - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)5 -2-8.6. Тактическая классификация – «средний по массе боевой танк».

Второй проект, разработанный инженерами фирм Schneider и Renault по технической спецификации Char de Batalle от 1921г., получивший обозначение SRB (Рис.66) в значительной степени отличался ходовой частью от варианта SRА.

 

​SRB был единственным танком, обладавшим отличной от конкурентов пушкой, которая, впрочем, имела такую же установку, что и на SRA - Начало тернистого пути к «боевому танку»  | Warspot.ru

Рис.66 – Танк SRB.

 

В отличие от танка SRA, где была активно использована подвеска на листовых рессорах и «змеевидная» гусеница, вариант SRB был более близок к танкам завершающего периода 1-й мировой войны. Примененная в нём массивная ходовая часть почти полностью охватывала корпус, поднимаясь на высоту до 2 метров и выступая за габариты корпуса спереди и сзади. На каждый борт приходилось по 16 опорных катков (2 из них являлись натяжными), верхнюю ветвь гусеницы поддерживали 2 ролика и направляющие полозья. Направляющие колеса находились спереди, ведущие – сзади. Подвеска была смешанного типа: 12 катков снабжались амортизацией на вертикальных пружинных рессорах, а 4 других катка оснащались листовыми рессорами.

Масса танка составила 18,5 т. Длина – 6000 мм, ширина – 2500 мм, высота – 2290 мм. Толщина вертикальных бронелистов корпуса была гомогенной и составляла 30 мм. Крыша и днище защищались 10 мм бронированием.

Корпус SRB был во многом унифицирован с корпусом танка SRA. Компоновка осталась прежней: места водителя и артиллериста находились впереди, командир располагался в средней части, моторно-трансмиссионное отделение – на корме. Экипаж – 3 чел.

Двигатель Renault (бензиновый, 6-цилиндровый, мощностью 180 л.с.) также соответствовал модели SRA, но трансмиссию заменили на гидравлическую Naeder от фирмы Chaize. Этот агрегат поставлялся в комплекте с переключателем скоростей Fieux и коробкой передач Schneider. Главная особенность Fieux заключалась в возможности перескакивать с 1-й на 4-ю передачу – такой режим планировалось использовать для преодоления коротких «чистых» участков, но фактически резкий переход на более высокую передачу выводил из строя как КПП, так и двигатель. В дальнейшем это подтвердилось при эксплуатации серийных танков B1. Из-за размещения дополнительных механизмов пришлось сократить объём топливного бака до 370 литров.

Ещё одной характерной особенностью модели SRB был состав вооружения. Вместо 75-мм гаубицы в лобовой части корпуса устанавливалась 47-мм длинноствольная противотанковая пушка. На крыше боевого отделения устанавливалась башня ST1 с двумя 8-мм пулеметами, имевшими раздельное наведение.

   Schneider-Renault SRВ - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)5 -2-8.7. Тактическая классификация – «средний по массе боевой танк».

Вариант SRB оказался легче SRA почти на тонну и при одинаковом двигателе показал скорость 18 км/ч. Трансмиссия в течение ходовых тестов работала не слишком надежно, но её потенциал понравился. В то же время высоко поднятая верхняя часть гусеничной ветви позволила сделать дверь в левом борту большего размера, что заметно упростило высадку-посадку экипажа в танк.

Фирмой FАНМ, отличившейся в годы войны своим танком «Сен-Шамон», был разработан собственный проект, более известный сейчас как FAHM M1921 (Рис.67).

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/fahm_m1921/famh_1924_2.jpg

Рис.67 - FAHM M1921.

 

Масса 17 т. Длина – 5200 мм, ширина – 2400 мм, высота – 2430 мм, клиренс – 400 мм. Бронирование: лоб – 25 мм. Двигатель - карбюраторный, мощностью 120 л.с., запас топлива 230 литров. Трансмиссия механического типа.

Корпус танка клёпаной конструкции собирался из листов катаной броневой стали толщиной до 25 мм. Отличительно чертой FAHM M1921 являлась высокая надстройка, в которой размещалось боевое и силовое отделение. Вооружение танка осталось стандартным – 75-мм пушка устанавливалась в лобовой части корпуса по продольной оси, вспомогательное вооружение состояло из двух 7,5-мм пулеметов с раздельным наведением, которые монтировались в небольшой одноместной башне. Экипаж – 3 чел.

Инженеры фирмы FAHM применили многокатковую ходовую часть, состоявшую из опорных катков малого диаметра с пружинной подвеской – которая уже имела популярность во французском танкостроении. Направляющие колеса размещались спереди и были высоко подняты над грунтом. Ведущие колеса - заднего расположения. В отличии от своих конкурентов, ходовая часть этого танка была выполнена таким образом, что гусеницы не охватывали корпус. Это позволило улучшить защиту ходовой части.

   FAHM M1921 - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)24 -2-12.1. Тактическая классификация – «средний по массе боевой танк».

Вариант SRB оказался легче SRA почти на тонну и при одинаковом двигателе показал

на испытаниях в 1924г. скорость 18,2 км/ч, запас хода – 70 км.

Все четыре образца перспективного среднего танка были завершены постройкой в 1924г. и в период с 13 марта по конец 1924г. машины были переданы специалистам мастерских Рюэля (Atelier de Rueil): SRB – 13 марта, SRA – 13 мая, FCM M1921 – в конце года и FAHM M1921- также в течение 1924г. По другим сведениям, презентация всех четырёх машин состоялась 13 мая 1924 года в Рюэй-Мальмезоне, после чего начались совместные испытания, которые продолжались 11 месяцев до марта 1925 года. В ходе испытаний проводились всесторонние сравнительные испытания всех представленных образцов. В результате, Управление пехоты сделало вывод, что танк SRB наиболее полно отвечает техническому заданию, хотя и нуждается в доработке.

⃰ Экспериментальный FCM 2С.

В 1922г. было закончено серийное производство тяжелого танка FCM 2С, а уже в 1923г. французские инженеры задумались, как можно усилить боевую эффективность тяжелого танка 2С. В 1923 г. на одну из машин (№99 “Champagne”) в экспериментальном порядке установили 155-мм короткоствольную гаубицу и французские моторы мощностью по 250 л.с. (Рис.68)

 

https://pic3.zhimg.com/80/v2-c0d0cb9eb458211b87ed826a3795852a_hd.jpg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/fcm_2c/fcm2c_3.jpg

Рис.68 – Экспериментальный 2С с 155мм гаубицей.

 

 Масса танка после этого возросла до 74 тонн, что ещё больше снизило максимальную скорость. В итоге модификация 2Сbis осталась в единственном экземпляре, а в 1939г. его снова перевооружили 75-мм пушкой.

     Char Lourd 2Cbis - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)5 -2-8.8. Тяжелый экспериментальный танк.

⃰ Новые модификации легкого танка Renault.

В 1922г. шеф французских танковых войск генерал Эстиенн обозначил задачу создания нового легкого танка сопровождения пехоты (Char leger d'accompagnement d'infanterie), который должен был обладать более толстой бронёй и более высокой мобильностью, чем Renault FT. На практике идея Эстиенна, по сути, свелась к созданию прогрессивной модификации легкого танка Renault с чуть более мощным бронированием и улучшенной подвижностью, поскольку армейское командование посчитало достаточным пойти по пути модернизации полюбившегося Renault FT.

В 1923 году фирме Renault был выдан заказ на создание двух опытных образцов модернизированного танка, получившего заводское обозначение Renault NC. Один образец решили построить с ходовой частью, получившей название Hinstin-Kegresse, а второй на новой оригинальной ходовой, которая могла бы придать большую скорость легкому танку. Здесь следует подробно остановиться на истории ходовой Hinstin-Kegresse и конструкторе Адольфе Кегрессе (Рис.69, Рис.70).

 

Kegresse.jpg

Рис.69 - Адольф Кегресс (Adolphe Kégresse), 1879-1943гг. Французский инженер, механик и изобретатель.

В 1909—1917 годах жил и работал в России. Был личным шофёром императора Николая II и заведующим технической частью императорского гаража в звании прапорщика.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/54/Kegresse_pt1913.jpghttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/18/Kegresse_tsar17.jpg/220px-Kegresse_tsar17.jpg

Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне - i_170.jpg

Рис.70 – «Русские» изделия Кегресса. Внизу – знаменитый БА «Остин-Кегресс».

 

Кегресс вернулся во Францию из России, где занимал пост начальника технической части Императорского гаража, в 1917г. или в 1918г. Вскоре Кегресс начал сотрудничество с инженером Жаком Хинстеном (Jaques Hinstin), а с 1919г. Кегресс работает на автомобильной фирме Citroёn – заклятого конкурента Renault. В 1921г. первые простейшие полугусеничные машины появилась в программе компании Citroen, получив обозначение «Ситроен-Кегресс». (Рис.71)

 

Картинки по запросу ситроен-кегресс

Рис.71 – Схема полугусеничного движителя Кегресса.

 

Эти полугусеничные машины базировались на шасси обычных легковых автомобилей без передних тормозов и оснащались открытыми кабинами и кузовами, резинометаллическими гусеничными лентами, передними зубчато-фрикционными приводными барабанами, четырьмя небольшими опорными катками на балансирной рессорной подвеске и одним поддерживающим. (Рис.72)

 

Похожее изображение

Рис.72 – Один из первых полугусеничных автомобилей «Ситроен-Кегресс».

 

В 1923г. Кегресс в качестве эксперимента поставил на свою ходовую штатный бронеавтомобиль французской армии «Пежо». (Рис.73)

 

Рис.73 – Вверху обычные БА «Пежо» на маневрах, внизу - Бронеавтомобиль «Пежо» с ходовой Кегресса, 1923г.

После окончания войны во французской армии оставалось 28 бронемашин «Пежо». В 1920 году несколько машин использовались в вооруженном конфликте в Марокко. Все прочие вскоре были переданы Польше.

 

Испытания полугусеничного БА «Пежо» проводились вместе с полугусеничными автомобилями «Ситроен», оборудованных механизмом «Кегресс» Р4Т. Военное министерство заинтересовалось работами по проектированию полугусеничных броневиков, которыми занимались фирмы «Шнейдер» и «Ситроен».

Первая удачная модель полугусеничного БА — «Ситроен-Кегресс» М23 (Рис.74) — успешно прошла испытания в том же 1923 году, после чего создатели прототипа получили заказ на 16 бронемашин этого типа.

 

Полугусеничнй бронеавтомобиль Ситроен-Кегресс М23 с 8-мм пулеметом

Рис.74 – Поугусеничный БА «Ситроен-Кегресс» М23.

 

Следствием успеха на поприще полугусеничных БА стало то, что Кегресс с инженером Жаком Хинстиным (Jaques Hinstin) взялись за модернизацию танка Renault FT.

Одной из серьезных проблем танков Renault FT являлась ненадежность гусеничных траков, которые изнашивались после 150-200 км пробега. Тут-то и пригодился задел Кегресса по резинометаллическим гусеницам. (Рис.75)

 

Automitrailleuse Panssariauto Austin-Kegresse

Картинки по запросу ситроен-кегресс

Рис.75 – Вверху - БА «Остин-Кергесс», разработанный в 1916г. в России. Гусеница имеет характерный для резинометаллических изделий «мягкий» контур. Внизу – гусеница Кегресса.

 

Резинометаллические гусеницы изготавливались из резины, укрепленной стальными элементами. Это изменение позволяло машинам развивать максимальную скорость до 18 км/ч.

В 1924 году был получен заказ на переоборудование 26 танков Renault FT18 (по другим сведениям, переоборудовано было 42 машины, но возможно последнее число отражает суммарное количество танков первой модификации Renault Hinstin-Kegresse и более поздней), который выполнили в начале 1925 года. Помимо резинометаллической гусеницы танк Renault Hinstin-Kegresse получил новую ходовую часть (Рис.76).

 

​Патент на ходовую часть, которая использовалась Адольфом Кегрессом на полугусеничных машинах и модернизированных Renault FT - С прицелом на экспорт | Военно-исторический портал Warspot.ru

Рис.76 - Ходовая Hinstin-Kegresse.

 

Применительно на один борт ходовая часть включала: 8 металлических сдвоенных опорных катков, блокированных попарно в тележки с подвеской на продольной балке и амортизацией на листовых рессорах; поддерживающую балку; переднее направляющее колесо; заднее ведущее колесо гребневого зацепления; резиновую гусеницу.

Никаких других изменений в конструкцию серийных танков Renault FT18 не вносилось, т.е. машины Renault Hinstin-Kegresse были получены путем конверсии танков базовой модели Renault FT18.

     Renault FT М24/25 - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)9 -2-7.5. Тактическая классификация – «легкий по массе пехотный танк».

Все машины (указывается, что тогда они не имели отдельного обозначения) поступили в распоряжение 508-го танкового полка для проведения войсковых испытаний. Две роты обновленных Renault FT показали себя очень хорошо, что было дополнительно подтверждено на маневрах в Мурмеллоне. Танк развивал скорость до 12 км/ч, запас хода составлял около 120 км. (FT-18 имел максимальную скорость 7,8 км/ч, среднюю скорость 4,5 км/ч, запас хода 35 км). Из существенных недостатков отметили, что при преодолении препятствий танки врезались в них носовой частью, которая из-за особенностей шасси оказалась выдвинутой вперед. Этот дефект исправили установкой двух барабанов, крепившихся на единой оси перед корпусом и позади корпуса. (Рис.77)

 

 https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_ft_kegresse_1.jpg

Рис.77 – Танк Renault FT17 с ходовой Hinstin-Kegresse, с передними и кормовыми барабанами.

 

Надо заметить, что вынесенные вперед от корпуса и позади корпуса барабаны встречаются еще на русских изделиях Кегресса.

В 1925 году танки Renault FT-18 с ходовой Kegresse-Hinstin прошли апробацию в боевых условиях. Правительство Франции санкционировало отправку в Западную Сахару на помощь испанцам экспедиционного корпуса с ротой модернизированных танков Renault FT. Оказалось, что в условиях каменистой местности резиновые гусеницы слишком быстро выходят из строя, либо имеют опасную тенденцию соскакивать на максимальной скорости, что зачастую имело катастрофические последствия. Наиболее показательным в этом плане стал крупный бой 3-го октября, когда из-за гусениц из строя вышло 4 танка. Вернувшись во Францию, танки были отправлены в мастерские для ремонта.

    Тем временем к 1925г. на Renault внесли некоторые коррективы в конструкцию Renault FT. Пишут, что для улучшения динамических характеристик машина получила новый 62-сильный двигатель, под который пришлось переделывать кормовую часть корпуса – моторное отделение стало длиннее, при этом передняя часть корпуса, не изменившись внешне, теперь, как будто, имела лобовую броню толщиной 25 мм. Правда, в отношении двигателя встречается и другая информация - машина получила двигатель Renault мощностью 30 л.с. (на FT-18 стоял двигатель 18 л.с., развивавший мощность 20 л.с., при 1000 оборотах – 27 л.с., при 1500 – 39 л.с.). Вследствие утолщения бронирования, появления более крупного двигателя и удлинения корпуса масса машины подросла. Компоновка танка и состав экипажа, по сравнению с Renault FT не изменились. В носовой части корпуса располагалось отделение управления и место водителя. В средней части находилось боевое отделение, где размещался командир танка (он же стрелок, он же заряжающий). Двигатель, трансмиссия и система охлаждения сохранялись в корме. Трансмиссия - механического типа: 5-скоростная КПП (4+1), бортовые фрикционы и ленточные тормоза. Вооружение танка также не менялось: либо 8-мм пулемет, либо 37-мм орудие в башне Berliet-Girod. В пулеметном танке боекомплект 4800 патронов, в пушечном танке - 240 снарядов (включая осколочные и фугасные). Один образец - NC1 получил новую оригинальную ходовую часть, а другой образец - NC2 получил ходовую часть Hinstin-Kegresse.

Пишут, что обе машины поступили на испытания в 1925г. По другим сведениям, первым в декабре 1925г. был готов NC2, а NC1 появился в январе 1926г.

Renault NC1 (Рис.78) отличался новой оригинальной ходовой частью.

 

http://panzer-journal.ru/wp-content/uploads/2012/11/nc27_draw.jpg

http://panzer-journal.ru/wp-content/uploads/2012/11/nc27_draw.jpg

Рис.78 – Схема танка Renault NC1.

 

Ходовая часть нового танка, применительно на один борт включала 12 опорных катков, сблокированных в три тележки (с блокированной подвеской с вертикальными пружинами на каждый блок), 2 независимых опорных катка, 4 поддерживающих ролика, переднего направляющего и заднего ведущего колеса гребневого зацепления. Резиновые гусеницы были заменены новыми, металлическими, хотя ходовая часть допускала применение гусениц резинометаллического типа. Такую систему подвески разработал полковник Балланом (Balland), она была предназначена для достижения наилучших скоростных показателей, хотя и обладала высокой трудоёмкостью в изготовлении.

При габаритах: длина – 4410 мм, ширина – 1700 мм, высота – 2140 мм, масса машины составила 8,4 или 8,5 т. (Рис.79)

 

​Прототип Renault NC-1 - С прицелом на экспорт | Военно-исторический портал Warspot.ru

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc27/nc1_1.jpg

Рис.79 – Танк Renault NC1.

 

На Renault NC2 поставили ходовую Hinstin-Kegresse, как на танках Renault FT-18 Hinstin-Kegresse. (Рис.80)

 

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_ft_kegresse_6.jpg

Рис.80 - NC2 Hinstin-Kegresse.

 

В литературе пишут об одной произведенной машине NC2 с ходовой Hinstin-Kegresse (Рис.81).

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_ft_kegresse_4.jpg

Рис.81 – Вид ходовой части танка NC2 крупным планом.

 

Указываются следующие габариты машины: длина – 4500 мм, ширина – 1820 мм, высота – 2250 мм. Возможно, машина имела массу 7,9 т.

Renault NC2 Hinstin-Kegresse - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)9 -2-7.7. Тактическая классификация – «легкий по массе пехотный танк».

По одним сведениям, в 1925г., по другим - в 1926г. провели сравнительные испытания танков NC1 и NC2. (Рис.82)

 

​Renault NC-1 на испытаниях, в ходе которых ходовая часть более традиционной конструкции показала себя лучше, чем конструкция Кегресса - С прицелом на экспорт | Военно-исторический портал Warspot.ru https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc27/nc1_2.jpg

Рис.82 - NC1 на испытаниях.

 

Благодаря новому двигателю и более совершенной ходовой части оба танка развивали скорость около 20 км/ч. В некоторых источниках указывается, что NC1 развил скорость до 35 км/ч, при этом запас хода составил 200 км, а NC2 – 18,5 км/ч, запас хода 160 км. Для машины сопровождения пехоты этого было вполне достаточно. Испытания также показали, что резинометаллическая гусеничная лента заметно проигрывает металлическим тракам традиционной конструкции. Кроме того, опыт боевого применения танков Renault FT-18 с ходовой Hinstin-Kegresse в Марокко определил негативное отношение военных к машине NC2 с ходовой Hinstin-Kegresse. В результате, выбор пал на танк NC1. Как казалось, в его лице французская пехота могла получить вполне современный танк, по большинству характеристик превосходящий Renault FT. Однако в 1926г. армия изменила требования к пехотному танку и NC1 не вписывался в обновленные характеристики.

Что касается опытного танка NC2, то не исключено, что NC2 был отправлен в 1926г. в США. (Рис.83)

 

Рис.83 – Вверху французский NC2 Hinstin-Kegresse, внизу - NC2 Hinstin-Kegresse с башней и вооружением от танка Six-ton Tank M1917.

 

Американцам новинка не понравилась, хотя новый тип резинометаллических гусениц приглянулся и впоследствии использовался почти на всех серийных танках, выпускаемых в США перед Второй мировой войной.

Вроде бы, в 1926г. в Марокко появились первые машины Renault FT-17 на улучшенной ходовой Hinstin-Kegresse, которые получили в литературе обозначение М26/27, впрочем, частенько эту машину также называют NC2 модели 1926/1927гг. (Рис.84)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_nc2_c1.jpg

Рис.84 - Renault М26/27.

 

Модернизация ходовой Hinstin-Kegresse заключалось, во-первых, в том, что ведущее колесо было выставлено таким образом, чтобы не было свеса передней части корпуса - теперь стало возможно отказаться от переднего барабана – кормовые барабаны сохранялись. (Рис.85)

 

Рис.85 – Вид на кормовые барабаны на танках Renault.

 

 Во-вторых, резинометаллическая гусеница получила другой протектор. В-третьих, между 2 и 3 тележкой появился поддерживающий ролик. В некоторых справочниках приводится, что модель М26/27 получилась на 100 кг легче, чем базовый Renault FT-18. Переделке подвергались как пушечные, так и пулеметные варианты FT-18. (Рис.86)

 

Рис.86 – Пулеметный и пушечный танки М26/27.

 

     Renault FT М26/27 - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)9 -2-7.8. Тактическая классификация – «легкий по массе пехотный танк».

После появления танка Renault NC1 с новой оригинальной ходовой частью с пружинными элементами, любые варианты танков с ходовой Hinstin-Kegresse не вызывали интереса у французских военных.

Итак, французская армия отвергла оба варианта танка Renault NC и модернизированные Renault FT на ходовой Hinstin-Kegresse, но фирма Рено решила продвигать наработки за рубеж.

В 1927г. появился полноценный вариант NC1 с вооружением, этой машине присвоили индекс NC27 (Рис.87).

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc27/nc27_2.jpg

Рис.87 - NC1/NC27.

 

     Renault NC1/NC27 - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)9 -2-7.6. Тактическая классификация – «легкий по массе пехотный танк».

А, вероятно, в 1928г. появился вариант NC1 с двухпулеметной башней от прототипа тяжелого танка SRA Char de Bataille с двумя 8-мм пулеметами в отдельных установках, который именуют Renault NC28. (Рис.88).

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc27/nc28_1.jpg

Рис.88 - Renault NC28.

 

Так как этот танк являлся прямым потомком NC1/NC27, в скором времени ему, якобы, было присвоено обозначение NC2, что внесло неразбериху с названиями танков Renault. Впрочем, не все авторы разделяют мнение, что двухпулеметному танку присваивался индекс NC2.

     Renault NC28/ NC2 - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)9 -2-7.9. Тактическая классификация – «легкий по массе пехотный танк».

Первыми контракт на поставку обновленных легких танков Renault - Renault NC27 в 1927г. заключили японцы. По японским данным, речь шла о покупке 23 танков, но в литературе чаще говорится о 10 машинах NC27, прибывших в Японию в 1929г. (или в 1928г.) Танки NC27 выпускались для Японии в пушечном и пулеметном вариантах. (Рис.89)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc27/nc27_test_1.jpg

Рис.89 - Японские NC27.

 

После первого знакомства с новинкой японцы взялись на улучшение французского танка, присвоив машине название Renault Otsu-Gata. Японцам не понравилось три момента: слабое вооружение, маломощный двигатель и невысокая эксплуатационная надежность. Японцы решили сменить на танках французское вооружение на собственное. (Рис.90)

 

Рис.90 – Renault Otsu-Gata в момент переоснащения вооружения.

 

 Пулеметные машины получили японские станковые пулемёты Тип 3 калибра 6,5 мм. Вместо 37-мм пушки SA 18 японцы установили на танки 37-мм пехотные пушки Тип 11. Эти орудия, как и SA 18, основывались на конструкции французской 37-мм траншейной пушки обр.1916 года, но при этом они были более мощными и могли использоваться как противотанковые. Правда, часто встречается, что японцы поставили не 37-мм, а 57-мм пушки. (Рис.91)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc27/nc27_1.jpg

Рис.91 – Перевооруженные по японским стандартам Renault Otsu-Gata.

 

     Вместо родного двигателя японцы установили мотор «Мицубиси» мощностью 75 л.с. Машина разгонялась до 20 км/ч. (Рис.92)

 

​Отцу Гата Сенша, японская модернизация NC-27. Танк оснащён японской 37-мм пушкой Тип 11 - С прицелом на экспорт | Военно-исторический портал Warspot.ru 

Рис.92 – Моменты на полигоне, Япония.

 

     Renault Otsu-Gata - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)9 -13-3.1. Тактическая классификация – «легкий по массе пехотный танк».

    В начале 1932г. японская армия применяла танки типа NC-27 в Китае. Наиболее достоверный эпизод относится к февралю месяцу, когда 2-ая отдельная танковая рота под командованием капитана Шигеми, оснащенная пятью танками Тип 89 и десятью NC-27 участвовала в боях в Шанхае. Бои в городских условиях показали полную непригодность танков Renault в сражениях подобного рода. После оккупации города NC были возвращены в Японию и до 1941 года использовались в качестве учебных. Некоторые авторы допускают, что затем эти машины были переданы армии государства Маньчжоу-Го, в которой числились до 1945г. Подтверждений этой информации не приводится.

Один из первых танков NC27 в 1928 году был доставлен в Швецию и прошел всесторонние испытания, в ходе которых постоянно ломалась трансмиссия, что в конечном итоге повлияло на окончательный результат тестов. (Рис.93)

 

Рис.93 – NC27 упал с моста во время испытательного пробега.

 

Шведы оставили танк себе, присвоив ему обозначение Stridswagn fm\28, но от дальнейших поставок отказались. На протяжении нескольких лет его использовали для обучения водителей, после чего передали в военный музей в Аксвалле. На сегодняшний день это единственный сохранившийся образец NC27.

В литературе встречается мнение, что зимой 1928г. в Швецию для испытаний прибывали и два танка Renault FT на модернизированной ходовой Hinstin-Kegresse – один в пулеметном исполнении, другой в пушечном. (Рис.94)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_nc2_1.jpg

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_nc2_3.jpg

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_nc2_2.jpg

Рис.94 – Танки М26/27 на испытаниях зимой.

 

Правда, в некоторых источниках, указывают, что это фотографии танков М26/27 в Польше. Видимо, если танки М26/27 действительно тестировались в Швеции, после испытаний они были возвращены на родину.

В 1928г. в Польшу для оценочных испытаний были доставлены два танка: один - NC27 (Рис.95), а другой представлял собой Renault FT-18 с модернизированной ходовой Hinstin-Kegresse.

 

Рис.95 – NC27 на испытаниях в Польше, 1928г.

 

      После долгих сравнительных испытаний поляки отказались от массовых закупок. Дело ограничилось приобретением в 1928-1929гг. одного NC27 и пяти Renault FT с ходовой Кегресса.

     Встречаются и другие оценки приобретенных поляками танков NC27 и М26/27. Часто пишут, что в 1928-1930гг. в Польшу попало, по одним сведениям, 10 танков NC27, по другим – 24 танка, при этом некоторые полагают, что в число танков NC27 могли быть включены пять машин М24/25 (- или М26/27?). Есть сведения, согласно которым эти машины в польской армии большую часть времени использовались в учебных целях. Некоторые указывают, что на этих танках, вроде бы, отрабатывались дальнейшие варианты модернизации. В 1935г. или в 1937г. на одну из таких машин, предположительно на М26/27, поляки установили новую башню, в которой размещались 37-мм орудие и спаренный пулемет. Возможно, башня конструктивно напоминала башню от английского 6-ти тонного «Виккерса», поскольку в литературе эту башню иногда именуют башней «Рено-Виккерс». Пишут, что на этой машине в ходовой части были применены узлы, унифицированные с 6-ти тонным «Виккерсом». Новый образец развивал скорость до 13 км/ч. Авторы допускают, что единичные экземпляры NC27 могли в сентябре 1939 года принять участие в боях с немцами.

Пишут, что один экземпляр NC27 в 1929 году был предоставлен для испытаний Греции и Португалии – танк не удовлетворил требованиям заказчиков вследствие надежности ходовой части и трансмиссии и, видимо, его возвратили на родину.

Встречается, что в конце 1920-х – начале 1930-х 15 танков NC27 были отправлены в Китай. Контракт на их поставку подписало правительство Гоминьдана, остро нуждавшееся в танках. Об их боевом применении и эксплуатации данных найти не удалось, но считается, что к 1937 году ни один из этих танков не дожил. Однако ряд авторов, ссылаясь на то, что данная информация происходит из немецкого справочника «Танки» Фрица Хейгля (умер в 1930г.), изданного в 1935г. в Мюнхене и переизданном в СССР в 1936г., гневно опровергают версию поступления танков NC27 в Китай, поскольку, по их мнению, справочник Хейгля содержит множество неточностей и приписок.

Относительно крупная партия французских легких танков в начале 1930 года была поставлена в Югославию. Из этого количества, вроде бы, 10 шт. (или 9) были танки М26/27. (Рис.96)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_m26_jugo_8.jpg

Рис.96 – Югославские М26/27.

 

Из М26/27, получивших в югославской армии обозначение М-26, к апрелю 1930г. сформировали отдельную танковую роту, разместив её в Крагуеваце. 6 сентября 10 (или 9) танков было продемонстрировано на военном параде в Белграде. (Рис.97)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_m26_jugo_7.jpg

Рис.97 – М-26 на параде.

 

Предвоенная карьера югославских танков всех типов оказалась совершенно не насыщенной событиями – только тренировки и маневры - это позволило им дожить до мая 1941 года. (Рис.98)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_m26_jugo_11.jpg

Рис.98 – Югославский М-26, середина 30-х.

 

Боевой путь югославских танков оказался очень коротким. Югославское командование утратило контроль над войсками уже на второй день войны, поэтому каждое соединение действовало на своё усмотрение - танковые роты не стали исключением. Вероятно, единственный факт боевого применения М-26 имел место под г. Стипа, где части 73-й пехотной дивизии вермахта были атакованы ротой легких танков Renault. Надо отметить, что немцы оказались в сложном положении, и югославскую атаку удалось отбить только после вызова авиационной поддержки. Рота потеряла шесть танков и вынуждена была отступить. (Рис.99)

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_m26_jugo_10.jpg

Рис.99 – Подбитые югославские М26/27, 1941г.

 

 Ещё три танка были выведены из строя собственными экипажами. Можно предположить, что эти танки достались немцам в качестве трофеев и затем использовались ими как учебные танки (Рис.100).

 

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_m26_jugo_6.jpg

https://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/renault_nc/renault_m26_jugo_12.jpg

Рис.100 – Бывшие югославские М26/27 в качестве немецких трофеев.

 

Довольно дискуссионным выглядит вопрос о количестве произведенных танков ранних модификаций Renault FT и Renault NC. В литературе иногда встречается, что всего было построено чуть более 40 (42) танков NC27, а французский исследователь Франсуа Вовилье считает, что переделке ходовой Hinstin-Kegresse подверглись 29 танков Renault FT, причем не вполне ясно, указано общее количество машин М24/25 и М26/27, либо только количество машин М26/27. Впрочем, возможно, что количество 42 танка есть совокупные данные по танкам NC27 и Renault FT Hinstin-Kegresse.

В данной работе я принимаю, что было произведено 16 танков Renault NC1/NC27 и подверглось переделке ходовой Hinstin-Kegresse 26 танков Renault FT-17.

Подводя черту под темой модификаций Renault NC, следует заметить, что что опыт NC27 не был обойден специалистами других стран, в частности СССР. В первую очередь, советских танкостроителей интересовала ходовая часть, которая обеспечивала высокую скорость и плавность хода. Так, под влиянием NC27 в Советском Союзе проектировался танк Т-19 (Рис.101).

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/ussr/t-19/t19_3.jpg

Рис.101 – Советский танк Т-19.

 

Помимо французов, усовершенствовать Renault FT пробовали испанцы, получившие большой боевой опыт применения этих танков в Северной Африке. Их усилия были направлены, в первую очередь, на усиление вооружения танка. В боевой обстановке единственный пулемет танка нередко клинило. Испанцы видели выход из положения за счет разработки двухъярусной башни с одним 7-мм пулеметом Hotchkiss в каждом ярусе. Кроме того, в независимо вращающихся друг от друга ярусах башни, теоретически, можно было вести одновременный огонь в разных секторах. В 1925г. такая башня была изготовлена и, возможно, в том же году установлена на танк Renault FT. (Рис.102)

 

Рис.102 - Renault FT с двухъярусной пулеметной башней.

 

Помимо оригинальной башни на корпусе появился фронтальный носовой таран или резак круглой формы для разрезания колючей проволоки. Из некоторых источников можно понять, что на этом танке стоял четырехцилиндровый двигатель Hispano-Suiza 40/50 (таким же двигателем с 1915г. оснащались грузовики испанской армии).

Renault FT-Trubia - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)9-12-1.1. Тактическая классификация – «легкий по массе пехотный танк».

Вопрос датировки появления испанского варианта Renault FT с двухъярусной башней представляет проблему, поскольку во всех источниках этот эпизод смазан. Пишут так: «Разработанный и построенный в 1925 году по собственной инициативе и профинансированный из собственных карманов, прототип Trubia будет испытан в 1926 году». Единственное фото данного танка (приведено выше) не имеет даты. Определенно можно говорить лишь о том, что машина разрабатывалась на заводе Fabrica de Artilleria Trubia в Астурии. В дальнейшем, испанцы отказались от механистического улучшения Renault FT в пользу создания собственного варианта «реноподобного» танка.

⃰ Улучшение Renault FT поляками.

По-своему пытались модифицировать конструкцию Renault FT в Польше. В 1928г. поляки на одном танке Renault FT, возможно собственного производства, установили баки для горючего большой емкости, для чего пришлось удлинить корпус (Рис.103).

 

PlB39003.jpg

Рис.103 – Renault FT с удлиненным корпусом, 1928г.

 

     Renault FT-18 Long - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)9-11-1.2. Тактическая классификация – «легкий по массе пехотный танк».

Подробностей о машине и ее судьбе в источниках не сообщается.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru