Наиболее важные обобщения                                                           © Смирнов А.Г., 2016г.

 

Концепции, количественные показатели, оригинальные конструктивные решения, пилотные решения, британское танкостроение, французское танкостроение, итальянское танкостроение, германское танкостроение, американское танкостроение, советское танкостроение, шведское танкостроение, чехословацкое танкостроение, польское танкостроение, испанское танкостроение, японское танкостроение, Эпилог.

 

* Концепции.

На данном Этапе выявлено 7 Концепций, в рамках которых шло развитие танковой техники.

1) Концепция «безрельсового бронепоезда» (бп) 1874г.

В рамках этой Концепции имел место один прототип.

1923г.

Дублирующий реликтовый прототип

бронированный поезд Лапперта, URS, 1923 – (бп)2

«Бронированный автопоезд Лапперта»

 

Проект типа «сухопутный линкор».

 

    2) Высоколесная концепция (бк) 1903г.

    В рамках этой Концепции имел место один прототип.

1928г.

Дублирующий реликтовый прототип

Сходукет, URS,

1928 – (бк)11

Сходукет

Бронированная вооруженная вездеходная машина

 

3) Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г.

Прототипы в рамках данной Концепции.

1918г.

Дублирующий реликтовый прототип «вездеходный пулемет», URS, 1918 – (бгм)33

Идея

Боевая вездеходная машина платформа для «мобильного пулемета»

1919г.

Синтетический прототип АН, URS, 1919 - (бгм)37

«Теплоход типа АМ/Теплоход типа АН»

 

Легкий по массе танк

1920г.

Синтетический

прототип

Chenillette St-Chamond, Fr, 1920 – (бгм)13

Chenillette St-Chamond modele 1921

Сверхлегкий по массе колесно-гусеничный танк, танкетка

1921г.

Синтетический

прототип

FAHM, Fr, 1921 – (бгм)24

FAHM M1921

Средний по массе боевой танк

1922г.

Синтетический прототип Vickers Medium, UK, 1922- (бгм)35

18-pdr Transporter

 

 

Артиллерийский транспортер

 

1923г.

Синтетический прототип W, Fr, 1923-(бгм)43

Char Welpri

Подвижный форт

1926г.

Синтетический прототип CWBP, Pol, 1926 – (бгм)20

WB-10

Средний колесно-гусеничный танк

1927г.

Основной прототип Vickers Е, UK, 1927 – (бгм)23

Vickers-Armstrong

 

Гусеничное 6-ти тонное шасси

1928г.

Синтетический

прототип

Schneider-Laurent, Fr, 1928 – (бгм)11

Char Amphibie Schneider-Laurent

Легкий по массе колесно-гусеничный плавающий танк

1928

Синтетический прототип

Räder, G, 1928 – (бгм)18

Räder-Raupen Kampfwagen M 28

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

1929

Синтетический прототип Heigl, Swe, 1928-(бгм)19

Mogårdshammar forslag B

 

Легкий по массе средний танк

1929

Синтетический

прототип

Inoma-Kaminishi, J, 1929 – (бгм)61

Inoma-Kaminishi Tank

Сверхлегкий по массе колесно-гусеничный плавающий танк

1930г.

Синтетический

прототип

AEM, Fr, 1930 – (бгм)12

Char de Chasse AEM

Легкий по массе танк преследователь

 

4) Концепция колесного движителя (кт) 1915г.

Прототипы в рамках данной Концепции.

1926г.

Синтетический прототип

SK, Fr, 1926 – (кт)3

Renault SK

Легкий по массе колесный танк

1927

Синтетический прототип MTw 1, G, 1927-(кт)7

Mannschaftstransportwagen

 

Спецификация на многоосный колесный полноприводный плавающий танк

 

5) Концепция гусеничного трактора (тр) 1915г.

Прототипы в рамках данной Концепции.

1918г.

Синтетический прототип Шаманов, URS, 1918 - (тр)27

Проект Шаманова

Бронированный трактор

1923

Дублирующий реликтовый прототип Hanomag WD-50PS, Č, 1923 – (тр)11

Hanomag WD-50PS

 

Колесно-гусеничный вариант трактора Hanomag WD-50PS

1929г.

Дублирующий реликтовый прототип Holt 10-ton, US, 1929 – (тр)10

Holt 10-ton Model 55 Artillery Tractor

 

 

 

Бронированный артиллерийский тягач

 

1929

Дублирующий реликтовый прототип Fordson Crawler Tractor, J,1929-(тр)15

Fordson Crawler Tractor

 

 

гусеничный трактор, полученный из колесного

 

6) Концепция автомобиля на гусеничном ходу (лк) 1916г.

Прототипы в рамках данной Концепции.

1919г.

Основной прототип Кристи М.1919, US, 1919 – (лк)3

Christie M1918 8-inch Howitzer Motor Carriage

Самоходная колесно-гусеничная гаубица

1926г.

Дублирующий реликтовый прототип Wolseley-Vickers, UK, 1925 – (лк)4

Wolseley-Vickers wheel-cum-track car

 

Легковой автомобиль на колесно-гусеничном ходу

1928г.

Синтетический прототип Cunningham Chassis US, 1928 – (лк)5

Tank Development Chassis T-1

Сверхлегкий по массе танк сопровождения пехоты

 

8) Концепция сферического интроцикла (сиц) 1928г.

Прототипы в рамках данной Концепции

1928г.

Реликтовый прототип Шаротанк Лысова, URS, 1928-(сиц)1

Шаротанк Лысова

Боевой интроцикл

 

* Количественные показатели.

Всего за Зеленый Этап было построено 656/657 танка, из них условно произведено (путем восстановления, переделки, без изменения конструкции в целом, уже построенных машин - конверсия) - 42 танка. (Табл.44, Табл.45)

 

Таблица 44 – Количественная оценка произведенных за Этап танков.

UK

Fr

It

G

US

URS

Swe

Č

Pol

Esp

J

204 шт. – из них 5 шт. конверсии

 

76 шт. – из них 26 конверсии

114 шт.

13 шт.

63 шт.

126 шт.

10 шт.

4/5 шт.

28 шт.

2 шт. – из них 1 конверсия

16 шт. – из них 10 шт. конверсия

 

Таблица 45 – Количественная оценка опытных, боевых типов и экспериментальных танков по массам (включая конверсии).

 

сверхлегкие по массе танки

до 4,2т включительно

легкие по массе танки

4,2-11т

 

средние по массе танки

11-24т

 

тяжелые по массе танки

24-75т

 

сверхтяжелые по массе танки

более 75т

 

UK

 

8

195

 1

 

Fr

8

47

7

14

 

It

1

114

 

 

 

G

 

7

6

 

 

US

1

 7

5

50

 

URS

1

125

 

 

 

Swe

 

10

 

 

 

Č

 

4/5

 

 

 

Pol

 

28

 

 

 

Esp

 

2

 

 

 

J

3

11

2

 

 

Итого

14

363/364

215

65

 

 

Таблица 46 – Количественная оценка боевых танков основных тактических классов (включая конверсии).

 

UK

Fr

It

US

URS

Swe

Pol

Esp

J

Артиллерийские типы

Средние по массе

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

Пехотные типы

Легкие по массе

 

Средние по массе

 

 

42

 

109

 

 

124

 

 

27

 

1

 

10

 

1

Штурмовые типы

Тяжелые танки

 

 

 

10

 

 

 

50

 

 

 

 

 

Маневренные типы

Сверхлегкие по массе

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

Многоцелевые типы

Средние по массе

 

Легкие по массе

 

 

169

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

В Зеленом Этапе проектировались и строились танки, имевшие следующие основные типы вооружения:

Пулеметный

Минометно-пулеметный

Пушечно-пулеметный

Пушечный.

Из перечисленных выше типов основного вооружения боевые танки строились в пулеметном, пушечно-пулеметном и пушечном вариантах вооружения (Табл.47).

 

Таблица 47 – Количественная оценка боевых танков по типу вооружения.

 

UK

Fr

It

US

URS

Swe

Pol

Esp

J

Пулеметные

танки

3

35°

109

 

 

10

 

1

 

Пушечно-пулеметные

танки

179

21

 

50

119°°

 

 

 

1

Пушечные

танки

 

33°

 

 

2°°

 

27

 

10

° Данные приблизительные.

°° 10 танков «Рено» советской постройки были пушечно-пулеметными машинами, 2 машины имели пушечное вооружение и 3 машины не имели вооружения.

 

     Минометно-пулеметный танк Tank Suttont Skunkбыл построен в 1928г. в США на базе трактора Holt 10-ton Model 55.

* Оригинальные конструктивные решения.

     Зеленый Этап является временем расцвета колесно-гусеничной парадигмы – танки на колесно-гусеничном ходу проектировали и строили в Британии, Франции, Германии, США, Швеции, Чехословакии, Польше, Японии.

Колесно-гусеничные танки характеризуются возможностью попеременного движения на гусеницах или на колесах. Первые колесно-гусеничные танки разработал американский инженер У.Кристи в 1919-1920гг. Его колесно-гусеничная схема отличалась наличием колес автомобильного типа, на которые одевались (или с которых снимались) гусеницы. Французы в 1920-1921гг. предложили иной вариант колесно-гусеничного хода, при котором имелось сразу два переменных типа ходовой – гусеничной и колесной. Смена хода осуществлялась за счёт поднятия – опускания колесной части. (Табл.48)

 

Таблица 48 – Машины и проекты на колесно-гусеничном ходу.

UK

Fr

G

US

URS

Swe

Č

Pol

J

Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I//Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.Iа

Chenillette St-Chamond modele 1921

Räder-Raupen Kampfwagen M 28.

 

Christie M1919

 

Vollmer-ГУВП

Landsverk L-5 BT.150 I

KH-50

WB-10°

Inoma-Kaminishi Tank

Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank

St-Chamond modele 1921/75

 

Christie M1921

 

 

KH-60

 

 

D3E1 Vickers Wheel-cum-Track Machine

Chenillette St-Chamond modele 1924

 

Christie M1927

 

 

KH-70

 

 

D3E2 Vickers Wheel-cum-Track Machine

Chenillette St-Chamond modele 1926

 

Christie M1928

 

 

 

 

 

 

Chenillette St-Chamond modele 1928

 

 

 

 

 

 

 

 

Char Amphibie Schneider-Laurent

 

 

 

 

 

 

 

 ° Предположительно.

 

В Японии в 1929г. был построен танк, сочетавший возможности как колесно-гусеничного, так и полугусеничного хода. Полугусеничные танки характеризуются тем, что ходовая часть их устроена таким образом, что движение осуществляется одновременно и на гусеницах, и на колесах. Возможно, польский WB-10 также планировался полугусеничной машиной. (Рис.49)

 

Таблица 49 – Машины и проекты на полугусеничном ходу.

Pol

J

WB-10°

Inoma-Kaminishi Tank

° Предположительно.

 

Другим заметным ОКР Этапа выступает идея плавания танков. Амфибийные свойства - т.е. такие технические решения, которые бы обеспечивали возможность самостоятельного перемещения танков через ограниченные водные преграды. (Табл.50)

 

Таблица 50 – Танки с амфибийными свойствами.

UK

Fr

G

URS

J

Medium Tank Mark D*

Char Amphibie Schneider-Laurent

Grosstraktor I Daimler-Benz°

«Теплоход типа АМ»/«Теплоход типа АН»

Inoma-Kaminishi Tank

Medium Tank Mark D**

 

Grosstraktor II Rheinmetall°

 

 

Medium Tank Mark DМ

 

Grosstraktor III Krupp°

 

 

 

Light Infantry Tank

 

DB-ARW

 

 

 

 

M-ARW

 

 

 

 

BN-ZRW

 

 

° Согласно техзаданию.

 

В 1920-е годы продолжилось проектирование и строительство танков ромбовидной конструкции. Ромбовидные танки характеризуются близкой к параллелепипеду формой корпуса, центральным или задним расположением двигателя, гусеничными ветвями, охватывающими корпус, возможным наличием спонсонов для размещения части вооружения. (Табл.51)

 

Таблица 51 – Проекты и машины ромбовидной конструкции.

UK

Fr

G

Vickers Light Tank 1921

FCM M1921

Grosstraktor I Daimler-Benz

 

Schneider-Renault SRВ

Grosstraktor II Rheinmetall

 

Char В

Grosstraktor III Krupp

 

  Дальнейшее развитие получило ОКР пушечного безбашенного танка. Пушечные безбашенные танки характеризуются размещением артиллерийского вооружения в корпусе, спонсонах, надстройке (неподвижной рубке). (Табл.52)

 

Таблица 52 – Проекты и машины пушечных безбашенных танков.

Fr

It

Char Delauny-Belleville 1919

 

FCM M1921

Carro Pavesi P4

Schneider-Renault SRВ

 

FAHM M1921

 

Schneider-Renault SRА

 

Char В

 

 

Другим перспективным направлением в 1920-е годы считалось создание многобашенных танков. Многобашенные танки характеризуются наличием нескольких, не связанных друг с другом башен (вариант «ярусных» башен не входит в ОКР «многобашенные танки») с однородным либо разнородным вооружением (пушечным, пулеметным, другим). (Табл.53)

 

 Таблица 53 – Проекты и машины многобашенных танков.

UK

G

J

Light Tropical Tank

Grosstraktor I Daimler-Benz

“2587” Osaka Rikugun Zoheisho №1

A1E1 “Independent”

Grosstraktor II Rheinmetall

 

Light Tank А3Е1

Grosstraktor III Krupp

 

Medium Tank A6

 

 

D3E1 Vickers Wheel-cum-Track Machine

 

 

D3E2 Vickers Wheel-cum-Track Machine

 

 

Vickers Mk.E Type A

 

 

 

     Одной из отличительных черт Зеленого Этапа является бурное развитие во Франции и в Италии колесных танков. Колесные танки – бронированные машины, характеризуются классической танковой компоновкой (по типу Renault FT), колесной ходовой частью при условии сохранения вездеходности (проходимости вне дорог). (Табл.54)

 

Таблица 54 – Проекты и машины колесных танков.

Fr

It

G

Renault SK

Pavesi P4 mod. 1924

DB-ARW

Renault M.29 S.T.А

Pavesi P4 mod. 1925

M-ARW

Renault M.29 S.T.В

Carro Pavesi P4

BN-ZRW

Renault M.29 A.T

Carro Routato Pavesi L140

 

Renault M.29 B.T

Ansaldo modello 1929

 

 

Имели место проекты танков, способных самостоятельно передвигаться по рельсам - рельсовый ход. (Табл.55)

 

Таблица 55 – Проекты танков с дополнительным рельсовым ходом.

URS

Swe

«Бронированный автопоезд Лапперта»

Mogårdshammar forslag B

 

Советский проект «Бронированный автопоезд Лапперта» также характеризовался наличием трех изолированных секций корпуса, соединенных друг с другом, т.е. являлся многосекционным танком.

В конце 1920-х годов французская фирма АЕМ представила проект четырехгусеничного танка - Char de Chasse AEM. Четырехгусеничные танки характеризуется ходовой частью с четырьмя ветвями гусениц. Две пары гусениц танка АЕМ располагались тандемом, причем, передняя пара гусениц немного перекрывала заднюю пару.

Большой шаг вперед в деле совершенствования упругой подвески сделал американский инженер John Walter Christie. Он разработал так называемую «свечную независимую подвеску». Каждое колесо подрессоривалось отдельной пружиной, скрытой за колесом в глубине корпуса. Пружины для подрессоривания тележек с катками использовали французы и советские инженеры - последние, видимо, заимствовав этот элемент из подвески легкого танка Рено. Британская школа танкостроения в качестве элемента упругости по-прежнему преимущественно использовала пластинчатые рессоры.

Большой ажиотаж в конце 1920-х вызвала балансирная ходовая британца Кардена – пара тележек с двумя опорными катками в каждой тележке имела единый балансир с подвеской на листовых рессорах.

Любопытной выглядит двухтрековая конструкция ходовой части маневренного танка ГУВП**, разработанная инженером Заславским. Внешний трек (гусеница) резинометаллического тросового типа охватывала всю ходовую часть, а в середине периметра, не на всю его длину, находился внутренний трек (гусеница), состоявший из серии опорных катков, соединенных цепью Галля. Опора танка на цепь катков осуществлялась при помощи салазок, имеющих мягкую пружинную подвеску.

В СССР придумали размещать в одноместной башне одновременно пушечное и пулеметное вооружение.

В 1920-е годы большое внимание (преимущественно в Великобритании) уделялось разработке сверхлегких бронированных машин – танкеткам. В некоторых странах на сверхлегких шасси появлялись проекты и машины – танкетки-танки. (Табл.56)

 

Таблица 56 – Танкетки-танки.

Fr

US

URS

J

Chenillette St-Chamond modele 1921 (5)

Tank Development Chassis T-1 (1)

Проект Сотьянова

Inoma-Kaminishi Tank (2)

St-Chamond modele 1921/75 (1)

 

Проект Максимова

 

Chenillette St-Chamond modele 1924 (1)

 

Т-17 (1)

 

Chenillette St-Chamond modele 1926 (1)

 

 

 

 

⃰ Пилотные решения.

Возможно, главным пилотным решением Зеленого Этапа выступает независимая свечная подвеска Кристи. Тип независимой подвески Кристи решительным образом повлияет на разработку крейсерских и средних танков в 1930-40-е годы. По сути дела, подвеска Кристи обеспечит танкам возможность самостоятельного успешного перемещения на большие расстояния.

Немцы впервые в истории танкостроения сваривали корпуса своих тайных Groβtraktor и лёгких Leichttraktor из литых элементов.

В 1927г. в СССР начались работы по радиоуправляемым танкам, в Японии эту тему поднял энтузиаст Nagayama в 1929г.

К числу пилотных решений можно отнести попытки создания в Британии (Vickers Mk.E Type C) и в Германии (L.Tr. als Selbstfahrer fuer 3,7 cm Kanone) специализированного гусеничного типа - истребитель танков.

⃰ Британское танкостроение.

     Этап 1919-1929гг. британского танкостроения открывается с началом реорганизации Танкового корпуса (март 1919г.) и заканчивается расформированием Экспериментальных Механизированных Сил в 1929г.

Этап имеет два логических периода. Первый период 1919-1925гг. характеризуется реорганизацией Танкового корпуса, принятием на вооружение средних танков «виккерс». Второй период 1925-1929гг. характеризуется поиском новых технических решений и оптимальных направлений моторизации войск.

Всего за Этап 1919-1929гг. в Великобритании было произведено танков: 204 шт. – из них 5 шт. конверсии (Табл.57).

 

Таблица 57 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Британии в 1919-1929гг.

Многоцелевые типы 1919-1929гг.

Средние многоцелевые танки 1919-1929гг.

Средний танк

Medium Tank Mark D

1919-1920

5 оо

Средний танк

Medium Tank Mark D*

1919-1920

1 оо

Средний танк

Medium Tank Mark D**

1920

1 оо

Средний танк

Medium Tank Mark DМ

1921

2 оо

Средний танк

Vickers Medium Tank Mk.I.

1922-1924

24 шт.

Средний танк

Vickers Medium Tank Mk.II//Mk.II*

1923-1927

98 шт.

Средний танк

Vickers Medium Tank Mk.IА//Mk.IA*

1924-1925

28 шт.

Средний танк

Vickers Medium C//Vickers Medium D

1925-1927

1 оо

1 шт.

Средний танк

Medium Tank A6

1926-1928

3 оо

Средний колониальный танк

Vickers Medium Mk.IA Female

1927

2 шт.

Средний танк

Vickers Medium Mk.II Tropical

1928

5 шт. (конверсия)

Средний танк

Vickers Medium Tank Mk.IIА// Mk.IIА

1928

7 шт.

Средний танк

Vickers Medium Mk.II ⃰ Special

1929

4 шт.

Всего: 164 шт. (без конверсии), 169 шт., 13 оо

Пехотные типы 1920-1928гг.

Легкие пехотные танки 1920 -1928гг.

Легкий по массе пехотный танк

Vickers Light Tank 1921

1920-1921

2 оо

Легкий по массе пехотный танк

Light Tropical Tank

1921-1922

1 оо

Легкий по массе пехотный танк

Light Tank А3Е1

1925

1 оо

Легкий по массе пехотный танк

Vickers Mk.E Type A

1927-1928

1 оо

Легкий по массе пехотный танк

Vickers Mk.E Type В

1927

проект

Средние пехотные танки 1921г.

Средний по массе легкий пехотный танк

Light Infantry Tank

1921

1 оо

Всего: 6 оо, 1 проект

Штурмовые типы 1923-1926гг.

Танки прорыва 1923-1926гг.

Тяжелый танк

A1E1 “Independent

1923-1926

1 оо

Всего: 1 оо

Артиллерийские типы 1924-1928гг.

Танки огневой поддержки 1925г.

Средний по массе танк огневой поддержки

Vickers Medium Tank Mk.ICS

1924

3 шт.

Средний по массе танк огневой поддержки

Vickers Medium Tank Mk.IА CS

1924-1925

3 шт.

Средний по массе танк огневой поддержки

Vickers Medium Tank Mk II CS

1926

3 шт.

Средний по массе танк огневой поддержки

Vickers Medium Tank Mk IIА CS

1928

3 шт.

Всего: 12 шт.

Типы истребителей танков 1927г.

Легкий по массе истребитель танков 1927г.

Vickers Mk.E Type C

1927г.

проект

Всего: 1 проект

Маневренные типы 1927-1929гг.

Маневренные колесно-гусеничные танки 1927-1929гг.

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

Wolseley-Vickers wheel-cum-track Tank

1927

1 оо

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

D3E1 Vickers Wheel-cum-Track Machine

1927-1928

1 оо

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

D3E2 Vickers Wheel-cum-Track Machine

1929

1 оо

Всего: 3 оо

Экспериментальные танки 1926-1927гг.

Экспериментальный колесно-гусеничный танк 1926-1927гг.

Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I//Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.Iа

1926-1927

1 э

Всего: 1 э

 

 

Примечание: общее количество построенных танков посчитано без экспериментальных машин, которые строились уже на готовых танковых шасси, учтенных в строках соответствующего тактического типа.

 

В начале двадцатых в рамках реорганизации Танкового корпуса шел процесс поиска нового среднего танка в качестве основного тактического типа. Первоначально ставка делалась на тип Mk D, разработка которого началась еще во время WWI. К 1922г. стало ясно, что тема Mk D является тупиковой. В самом конце 1922г. военные выработали новые требования к среднему танку, под которые в 1923-1928гг. несколькими партиями были построены новые средние танки Vickers Medium Mk I-II. В 1924г. военные выдают спецификацию на тяжелый многобашенный танк.

1924-1926гг. явились годами охлаждения официального интереса к танковой тематике, было прекращено государственное финансирование танковых проектов. В это время развитием бронетанковой техники занимались энтузиасты (Мартель, Карден) и фирма Vickers в частном порядке.

В 1926г. военные вновь обратили внимание на разработки танковой техники. К этому времени силами энтузиастов было создано несколько образцов сверхлегких машин – полугусеничных БА, гусеничных и колесно-гусеничных танкеток. В том же году специалисты и военные приходят к мысли о необходимости разработки перспективного многобашенного среднего танка на смену танкам Vickers Medium Mk I-II. В это же время в целях улучшения тактико-технических возможностей Vickers Medium Mk I-II разворачиваются эксперименты с колесно-гусеничным ходом – к 1929г. тема колесно-гусеничного хода в Британии сходит на нет.

В конце двадцатых в инициативном порядке на фирме Vickers создают новый легкий танк Vickers Mk.E, который в последующее десятилетие окажет существенное влияние на мировое танкостроение.

К концу1920-х окончательно формируются представления о перспективных тактических типах для Королевского танкового корпуса – танкетки, средние и тяжелые многобашенные танки - которые должны будут определять лицо Танкового корпуса.

С 1923г. основным разработчиком и производителем танковой техники в Великобритании становится фирма Vickers. В 1919г. Vickers Ltd. приобретает компанию Metropolitan Railway Carriage, в годы войны выпускавшую львиную долю ромбовидных танков - с этого момента подконтрольное Vickers предприятие стало называться Metropolitan Carriage Wagon and Finance Company.

В начале 1920-х производством опытных танков занимались сразу на нескольких предприятиях - John Fowler & Co. Leeds и Vickers Ltd. Wolseley (дочерняя компания Vickers Ltd.), Woolwich Ordnance Factory, а патронировал проектирование и производство опытных танков - the Department of Tank Design and Experiment. В 1923г., после ликвидации the Department of Tank Design and Experiment, практически все разработки и производство танковой техники сосредоточилось на предприятиях частной компании Vickers и государственного предприятия Royal Ordnance Factory (с 1925г.)

⃰ Французское танкостроение.

    Этап 1919-1930гг. французского танкостроения открывается информацией о послевоенном состоянии танковых сил, конкурсе на перспективный средний танк тяжелого бронирования и заканчивается появлением перспективных образцов и проектов основных тактических типов танков в 1929/1930гг.

Этап имеет два логических периода. Первый период 1919-1926гг. характеризуется инерционным развитием идей, появившихся по опыту Первой мировой войны. Второй период 1926-1930гг. характеризуется разработкой перспективных типов танков под новые тактико-технические требования.

Всего за Этап 1919-1930гг. во Франции было произведено танков: 76 шт. – из них 26 танков° получены путем конверсии (Табл.58).

 

 Таблица 58 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся во Франции 1919-1930гг.

Пехотные типы 1919 - 1930гг.

Средние пехотные танки 1919-1929гг.

Средний по массе пехотный танк

Char Delauny-Belleville 1919

1919

1 оо

Средний по массе пехотный танк

Renault NC3

1927-1929

2 оо

Итого: 3 оо

Легкие пехотные танки 1924-1928гг.

Легкий по массе пехотный танк

Renault FT М24/25

1924-1925

26 шт.

конверсия

Легкий по массе пехотный танк

Renault NC1/NC27

1924-1929

16 шт.  

Легкий по массе пехотный танк

 Renault NC2 Hinstin-Kegresse

 

1924-1925

1 оо

Легкий по массе пехотный танк

Renault FT М26/27

 

15 шт.

конверсия

Легкий по массе пехотный танк

Renault NC28/ NC2

1928

1 оо

Итого: 42 шт.°, 2 оо

Тяжелые пехотные танки 1929-1930гг.

Тяжелый по массе боевой танк

Char В

1929-1930

3 оо

Итого: 3 оо

Всего: 42 шт.°, 8 оо

Штурмовые типы 1920-1922г.

Тяжелые танки 1920-1922гг.

FCM 2C/Char Lourd 2C

1920-1922

10 шт.

Всего: 10 шт.

Маневренные типы 1920 - 1930гг.

Маневренные колесно-гусеничные танки 1920-1928гг.

Сверхлегкий по массе колесно-гусеничный танк

Chenillette St-Chamond modele 1921

1920-1921

5 шт.

Сверхлегкий по массе колесно-гусеничный танк

Chenillette St-Chamond modele 1924

1924

1 оо

Сверхлегкий по массе колесно-гусеничный танк

Chenillette St-Chamond modele 1926

1926

1 оо

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

Chenillette St-Chamond modele 1928

1928

1 оо

Легкий по массе колесно-гусеничный плавающий танк

Char Amphibie Schneider-Laurent

1928

1 оо

Легкие по массе колесные танки 1926-1929гг.

Renault SK

1926-1927

1 оо

Renault M.29 S.T.А

1929

проект

Renault M.29 S.T.В

1929

проект

Renault M.29 A.T

1929

проект

Renault M.29 B.T

1929

проект

Легкий по массе танк преследователь 1930г.

Char de Chasse AEM

1930

проект

Сверхлегкий по массе скоростной танк 1930г.

Char Legel Rapide АЕМ

1930

проект

Всего: 5 шт., 5 оо, 6 проектов

Многоцелевые типы 1923 - 1924гг.

Средние многоцелевые танки 1923-1924гг.

Средний по массе боевой танк

FCM M1921

1923-1924

1 оо

Средний по массе боевой танк

Schneider-Renault SRВ

1923-1924

1 оо

Средний по массе боевой танк

FAHM M1921

1923-1924

1 оо

Средний по массе боевой танк

Schneider-Renault SRА

1923-1924

1 оо

Всего: 4 оо

Позиционные типы 1923 – 1929гг.

Подвижный форт 1923г.

Char Welpri

1923

проект

Тяжелый по массе позиционный танк 1928-1929гг.

Char DArret FCM&STCC

1928-1929

проект

Всего: 2 проекта

Артиллерийские типы 1924г.

Танки огневой поддержки 1924г.

Сверхлегкий по массе колесно-гусеничный танк огневой поддержки

St-Chamond modele 1921/75

1924

1 оо

Всего:1 оо

Экспериментальные танки 1923г.

Тяжелый экспериментальный танк 1923г.

Char Lourd 2Cbis

1923

1 э

Всего: 1 э

°Сюда отнесено 26 танков Renault FT на ходовой Hinstin-Kegresse – сначала в результате конверсии было получено 26 танков Renault FT М24/25, а затем из этих 26-ти машин путем конверсии было получено 15 штук Renault FT М26/27; т.е. 15 единиц Renault FT М26/27, прописанные отдельной строкой, в общем количестве не сочтены.

Примечание: общее количество посчитано вместе с экспериментальным танком.

  

После окончания Первой мировой войны развитие танкостроения во Франции шло, как бы, по инерции. В начале 1920-х воплощались в металле – преимущественно, в опытных образцах – идеи о сверхлегких маневренных танках и «боевом» танке с тяжелым бронированием, который на тот момент представлялся многоцелевым типом. К середине 1920-х был поднят вопрос о новом легком танке сопровождения пехоты, однако почти сразу попытки в этом направлении свелись к модернизации конструкции танка Renault FT-18.

К 1926г. был накоплен определенный опыт по темам «боевого» танка, модернизации Renault FT, конструирования сверхлегких колесно-гусеничных танков. Этот опыт повлек за собой коррекцию дальнейшего развития указанных типов и появлению принципиально новых конструкций – колесного танка Renault, плавающего колесно-гусеничного танка.

В конце двадцатых французы отказались от развития темы самостоятельных моторизованных формирований. Танки стали рассматриваться как инструмент пехоты. В связи с этим тип «боевого» танка мыслился теперь, скорее, как пехотная машина. В техническом плане тема «боевого» танка оказалась далека от завершения. Заметно подросла масса Char de bataille, эти машины попали в класс тяжелых. Параллельно появилась идея тяжелого по массе позиционного танка.

К 1929г. французы отказались от применения колесно-гусеничного хода на танках.

Что касается обновленного танка сопровождения пехоты Renault, то здесь был достигнут некий промежуточный итог – французы в конце 1930г. заказали для своей армии серию новых танков, но эти машины уже рассматривались как средние по массе пехотные танки.

В 1920-е годы не велось сколь-нибудь значимого массового производства танков во Франции. В числе основных производителей и разработчиков танковой техники выступали фирмы Renault, FCM, FAHM, Schneider.

⃰ Итальянское танкостроение.

Этап 1919-1929гг. итальянского танкостроения открывается информацией о принятии в 1919г. решения о строительстве собственного легкого танка типа Renault FT-18 и заканчивается до начала модернизации танковых войск в 1929г.

Всего за Этап 1919-1929гг. в Италии было произведено танков: 114 шт. (Табл.59).

 

 Таблица 59 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Италии в 1919-1929гг.

Пехотные типы 1919-1928гг.

Легкие пехотные танки 1919-1928гг.

FIAT 3000A (L5/21)

1919-1928

109 шт.

Carro Armato Tipo 2 /FIAT 3000 Tipo B

1925

проект

Легкий по массе колесный пехотный танк

Pavesi P4 mod. 1925

1925

1 оо

Легкий по массе колесный пехотный танк

Carro Routato Pavesi L140

1928

1 оо

Танки сопровождения пехоты 1923-1924гг.

Сверхлегкий по массе колесный пехотный танк

Pavesi P4 mod. 1924

1923-1924

1 оо

Всего: 114 шт., 3 оо, 1 проект

Типы истребителей танков 1925г.

Легкий по массе колесный истребитель танков 1925г.

Carro Pavesi P4

1925

1 оо

Всего: 1 оо

Многоцелевые типы 1928-1929гг.

Легкие многоцелевые танки 1928-1929гг.

Легкий по массе тяжелый колесный танк

Ansaldo modello 1929

1928-1929

1 оо

Всего: 1 оо

 

В 1919-1920гг. итальянцы, несмотря на окончание WWI, начали претворять в жизнь планы разработки и строительства собственного легкого пехотного танка по типу французского Renault FT-18. В 1920г. был получен первый образец изделия FIAT 3000, танк был принят на вооружение, и базовая модель серийно выпускалась до 1929г. (Рис.670)

 

Рис.670 – Сборка легких танков на заводе FIAT.

 

В 1923г. фирма Pavesi-Tolotti занялась разработкой колесного танка, оттолкнувшись от конструкции собственного колесного тягача Р4. Строительство опытных образцов колесных танков Pavesi продолжалось до 1929г. В 1929г. фирма Ansaldo предложила свой вариант колесного танка. Все варианты колесных танков были отвергнуты военными.

    В 1919-1928гг. разработка и производство гусеничных танков было сосредоточено на фирме FIAT, темой колесных танков занималась компания Pavesi-Tolotti. В 1928-1929гг. к проектированию колесных танков подключилась фирма Ansaldo.

    ⃰ Германское танкостроение.

    Этап 1920-1930гг. германского танкостроения открывается с момента вступления в силу ВМД в январе 1920г., по условиям которого Германии запрещалось впредь иметь танковую технику и заканчивается в 1930г. с выполнением разработок опытных танков по спецификациям 1925г. и 1928г.

Всего за Этап 1920 -1930гг. в Германии было произведено танков: 13 шт. (Табл.60).

 

Таблица 60 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Германии в 1920-1930гг.

Многоцелевые типы 1925 -1930гг.

Средние многоцелевые танки 1925-1930гг.

Средний танк

Grosstraktor I Daimler-Benz

1925-1930

2 оо

Средний танк

Grosstraktor II Rheinmetall

1925-1929

2 оо

Средний танк

Grosstraktor III Krupp

1925-1929

2 оо

Легкие многоцелевые танки 1927-1930гг.

Легкий по массе тяжелый колесный танк

DB-ARW

1927-1932

проект

Легкий по массе тяжелый колесный танк

M-ARW

1927-1929

1 оо

Легкий по массе тяжелый колесный танк

BN-ZRW

1927-1931

проект

Легкий танк

VK 31 Rheinmetall

1928-1930

2 оо

Легкий танк

VK 31 Krupp

1928-1930

2 оо

Всего: 11 оо, 2 проекта

Маневренные типы 1928-1930гг.

Быстроходные танки 1928-1930гг.

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

Räder-Raupen Kampfwagen M 28

1928-1930

1 оо

Всего: 1 оо

Типы истребителей танков 1928-1930гг.

Легкий по массе истребитель танков 1928-1930гг.

L.Tr. als Selbstfahrer fuer 3,7 cm Kanone

1928-1930

1 оо

Всего: 1 оо

 

    В начале 1920-х активность немецких танкостроителей была вынесена за пределы страны - в Швецию и Чехословакию. В 1925г. военное ведомство формулирует первую послевоенную спецификацию на танк - на средний танк, видимо, с оглядкой на работы по типу Char de Bataille, которые развернулись во Франции. В 1927г. стартует программа вездеходной машины на многоосном полноприводном колесном ходу Mannschaftstransportwagen. В 1928г. появляется спецификация на легкий танк, конструктивно близкий британским средним «виккерсам». Такой выбор, с одной стороны, отражал в определенной степени взгляды на тактические типы танков (средний и легкий), необходимые для танковых войск, а с другой – диктовался необходимостью проверки конструктивных решений потенциальных противников. Обращает на себя внимание тот факт, что немецкие военные специалисты на протяжении всего периода латентного развития танкостроения в двадцатые годы неустанно разрабатывали очертания будущих танковых формирований. Именно немцам оказались близки опыты англичанина Фуллера по созданию моторизованных частей. Не имея материальной части, в организационном плане был взят курс на наиболее прогрессивные формы структур танковых и моторизованных войск.

Разработкой и производством немецких танков на территории Германии, в основном, занимались три компании: Daimler-Benz (основное направление – производство автомобилей), флагман германской тяжелой промышленности Krupp и фирма Rheinmetall.

⃰ Американское танкостроение.

     Начало Этапа 1919-1929гг. американского танкостроения обозначено послевоенной спецификацией на тип среднего танка, появившейся в августе 1919г., и заканчивается Этап возрождением практического интереса к танкам со стороны американских военных в 1929г.

     Этап имеет два логических периода. Первый период 1919-1925гг. характеризуется проектированием и строительством средних танков по типу британского Mk D. Второй период 1925-1929гг. характеризуется строительством легких танков фирмы Cunningham и экспериментальными машинами У.Кристи.

Всего за Этап 1919-1929гг. в США было произведено танков: 63 шт. (Табл.61).

 

Таблица 61 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в США в 1919-1929гг.

Многоцелевые типы 1919-1926гг.

Средние многоцелевые танки 1919-1926гг.

Средний колесно-гусеничный танк

Christie M1919

1919-1921

1 оо

Средний танк

Medium Tank А Model 1921

1921-1922

1 оо

Средний танк

Medium Tank А Model 1922

1920-1923

1 оо

Средний колесно-гусеничный танк

Christie M1921

1921-1922

1 оо

Средний танк

Medium Tank M1924

1924-1926

1 оо

Средний танк

Medium Tank T1/ Medium Tank M1//Medium Tank Т1Е1

1924-1926

1 оо

Средний колесно-гусеничный танк

Christie M1927

1926

проект

Всего: 5 оо, 2 проект

Штурмовые типы 1920г.

Танки прорыва 1920г.

Тяжелый танк

Heavy Tank  Mk VIII Liberty

1920

50 шт.

Всего: 50 шт.

Пехотные типы 1922-1929гг.

Легкие пехотные танки 1922-1928гг.

Легкий по массе пехотный танк

Light Tank T1 M1925

1922-1926

проект

Легкий по массе пехотный танк

Cunningham Light Tank T1

1926-1927

1 оо

Легкий по массе пехотный танк

Cunningham Light Tank T1Е1

1928

4 оо

Легкий по массе пехотный танк

Cunningham Light Tank T1Е2

1928-1929

1 оо

Танки сопровождения пехоты 1928г.

Сверхлегкий по массе танк сопровождения пехоты

Tank Development Chassis T-1

1928

1 оо

Всего: 7 оо

Типы эрзац танков 1929г.

Бронетрактор 1929г.

Бронированный гусеничный трактор

Tank Suttont Skunk

1929

1 оо

Всего: 1 оо

Экспериментальные танки 1928-1929гг.

Экспериментальный колесно-гусеничный танк 1928-1929гг.

Christie M1928

1928-1929

проект

Всего: 1 проект

 

После Первой мировой войны интерес к танкам в США резко упал. В 1920-1924гг. инженеры Рок-Айлендского Арсенала спроектировали и построили линейку опытных средних танков типа Mk D по спецификации 1919г.

В 1925г. произошло некоторое оживление в военных кругах по перспективе развития танков, видимо, это было связано с разработками, ведшимися в Британии и Франции. В результате, был выдан заказ на проектирование новых легкого и сверхлегкого танков на смену М1917 и трехтонного форда. За дело взялась фирма Cunningham.

К концу 1920-х годов выдающегося успеха, в значительной степени повлиявшего на дальнейшее развитие мирового танкостроения, добился инженер У. Кристи.

     В начале 1920-х разработка и производство танков осуществлялась на Rock Island Arsenal. С середины 1920-х к вопросам танкостроения подключилась фирма James Cunningham Son & Co. (Рочестер, штат Нью-Йорк).

     ⃰ Советское танкостроение.

Этап 1918-1929гг. советского танкостроения открывается информацией о проектах боевых машин типа танк, предложенных в РСФСР в 1918г. и заканчивается принятием «системы танко-тракторно-автоброневооружения» в июле 1929г.

Этап имеет два логических периода. Первый период 1918-1926гг. характеризуется созданием первых танковых подразделений, выпуском советского аналога французского легкого танка Renault FT-18. Второй период 1926-1929гг. характеризуется началом системного проектирования и производства танков.

Всего за Этап 1918-1929гг. в СССР было произведено танков: 126 шт. (Табл.62).

 

Таблица 62 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в СССР в 1918-1929гг.

Типы эрзац танков 1918-1928гг.

Бронетрактора 1918г.

Бронированный трактор

Проект Шаманова

1918

проект

Сухопутный линкор 1923-1924гг.

«Бронированный автопоезд Лапперта»

1923-1924

проект

Боевой интроцикл 1928г.

Шаротанк Лысова

1928

проект

Бронированная вооруженная вездеходная машина 1928г.

Сходукет

1928

проект

Всего: 4 проекта

Пехотные типы 1918-1929гг.

Танки сопровождения пехоты 1918-1929гг.

Сверхлегкий по массе танк сопровождения пехоты

Проект Сотьянова

1918

проект

Сверхлегкий по массе танк сопровождения пехоты

Проект Максимова

1919

проект

Сверхлегкий по массе танк сопровождения пехоты

Т-17

1926-1929

1 опытный

Легкие пехотные танки 1919-1929гг.

Легкий по массе пехотный танк

«Рено русский»

1919-1921

15 шт.

Малый пехотный танк

Т-16

1925-1928

1 опытный

Малый пехотный танк

МС-1/Т-18 обр. 1927/29гг.

1926-1929

109 шт.

Всего: 124 шт., 2 оо, 2 проекта

Многоцелевые типы 1919-1929гг.

Легкие многоцелевые танки 1919-1924гг.

Легкий по массе танк

«Теплоход типа АМ»/«Теплоход типа АН»

1919-1924

проект

Средние многоцелевые танки 1924-1929гг.

Средний танк

ГУВП*

1924-1925

проект

Средний танк

ГУВП**

1925-1926

проект

Средний танк

Т-12

1927-1929

проект

Всего: 4 проекта

Маневренные типы 1924г.

Маневренные колесно-гусеничные танки 1924г.

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

Vollmer-ГУВП

1924

проект

Всего: 1 проект

 

Первые опыты советского танкостроения начались с копирования трофейной техники, попавшей на территорию СССР в годы Гражданской войны. Выбор пал на французский легкий танк Renault FT-18. В середине 1920-х советские предприняли попытку проектирования более сложного – среднего (маневренного) танка на базе британского танка Light Tank Mk A Whippet.

В 1926г. была принята первая танковая программа, вошедшая в историю как «трехлетняя программа». Согласно этой программе, советские начали разрабатывать три типа танка: малый (легкий) танк, сверхлегкий танк и маневренный (средний) танк.

К середине 1929г. была сформулирована «Система танко–, тракторо–, авто– и броневооружения РККА» (СТТАВ), которая определила направления развития бронетанковых сил СССР в тридцатые годы.

Работы по созданию советского аналога «Рено ФТ» сразу вскрыли весь потенциал советской промышленности (точнее, его отсутствие) в области танкостроения в начале 1920-х годов. Головным предприятием являлся завод в Сормово, броню поставлял Ижорский завод, вооружение – Путиловский завод, а двигатели – завод АМО.

В 1924г. создали первое профильное конструкторское бюро по проектированию танков – ГКБ ОАТ (бюро Шукалова), которое вело разработку всех советских проектов второй половины 1920-х годов.

Под создание первого крупносерийного танка - малого Т-18/МС-1, в рамках трехлетней программы танкостроения, был выделен з-д «Большевик» - Обуховский завод. В 1929г. в помощь з-ду «Большевик» для выпуска танков пытались привлечь Мотовилихинский машиностроительный завод в Перми.

Строительство средних (в советской традиции того времени – маневренных танков) танков решено было развернуть на Харьковском паровозостроительном заводе. В конце 1928г. под проект маневренного танка на Харьковском паровозостроительном заводе была организована конструкторская группа, которая с мая 1929г. была преобразована в танковое КБ. (Рис.671)

 

Рис.671 – Состав танкового КБ ХПЗ.

 

⃰ Шведское танкостроение.

     Этап 1921-1930гг. шведского танкостроения открывается с заключения сделки с немцами в 1921г. на производство танков типа Lk II и заканчивается предложением в конце 1930г. фирме Landsverk разработать тип перспективного шведского танка.

Всего за Этап 1921 -1930гг. в Швеции было произведено танков: 10 шт. (Табл.63)

 

Таблица 63 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Швеции в 1921-1930гг.

Многоцелевые типы 1921 -1930гг.

Легкие многоцелевые танки 1921-1930гг.

Легкий танк

Stridsvagn m/21-29

1921-1922

10 шт.

Легкий по массе средний танк

Mogårdshammar foslag A

1928-1929

проект

Легкий по массе средний танк

Mogårdshammar forslag B

1928-1929

проект

Легкий по массе средний танк

Stridswagen A-4-C

1930

проект

Легкий танк

Landsverk L-5 OT.150 I//II

1930

проект

Всего: 10 шт., 4 проекта

Маневренные типы 1930г.

Маневренные колесно-гусеничные танки 1930г.

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

Landsverk L-5 BT.150 I

1930

проект

Всего: 1 проект

 

     Первые танки, построенные на территории Швеции, были немецкие танки Lk II (в Швеции получили название Stridsvagn m/21.), которые в 1922г. производились в шведском королевстве под руководством немецких специалистов. Приобретя определенные навыки в применении танков Stridsvagn m/21, шведы обратили внимание на новые модификации легкого французского танка Рено. Обобщив опыт, шведский Генеральный штаб в 1928г. выдал спецификацию на разработку перспективного танка для шведской армии.

     К концу 1920-х наибольший задел по танковой тематике имели фирмы Bofors и AB Landsverk. Предприятия работали в секторе тяжелой и обрабатывающей промышленности, потенциально имевшей двойное назначение – гражданское и военное. Оба предприятия контролировались немцами и периодически привлекались к разработкам по немецким программам в военной области, в том числе в области танкостроения.

     ⃰ Чехословацкое танкостроение.

     Этап 1923-1929гг. чехословацкого танкостроения открывается информацией о заказе в 1923г. немецкому специалисту Joseph Vollmer разработать колесно-гусеничное шасси для танка и заканчивается в 1929г. завершением работ по линейке танков типа КН.

Всего за Этап 1923-1929гг. в Чехословакии было произведено танков: 4/5 шт. (Табл.64).

 

Таблица 64 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Чехословакии в 1923-1929гг.

Маневренные типы 1923 -1929гг.

Быстроходные танки 1923-1929гг.

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

КН-50

1923-1924

1/2 оо

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

КН-60

1926-1927

2 оо

Легкий по массе колесно-гусеничный танк

КН-70

1929

1 оо

Всего: 4/5 оо

Пехотные типы 1927г.

Легкие пехотные танки 1927г.

Легкий по массе пехотный танк

ČKD Praga

1927

проект

Всего: 1 проект

 

Первые танки, попавшие в Чехословакию, были французские легкие машины Renault FT-18. Видимо, низкие скоростные характеристики последних заставили чехословаков в 1923г. обратить внимание на предложение немецкого конструктора Joseph Vollmer разработать колесно-гусеничное шасси для танков – идея колесно-гусеничных танков в начале двадцатых была весьма популярна в среде европейских танкостроителей. Попытка не увенчалась успехом, главным образом, потому что под колесно-гусеничный ход решили приспособить шасси обычного трактора.

Танки строились совместными усилиями трех предприятий: Breitfeld-Danek (позднее была объединена с фирмой ČKD), Ringhoffer, Laurin a Klement (позднее вошла в состав фирмы Skoda) и ČKD. Некоторые авторы в связи с производством чехословацких танков типа КН упоминают предприятие Tatra.

⃰ Польское танкостроение.

Этап 1925-1928гг. польского танкостроения открывается информацией о принятии в 1925г. решения о создании танка для польской армии и заканчивается к 1928г. провалом попытки разработки перспективного польского танка.

Всего за Этап 1925-1928гг. в Польше было произведено танков: 28 шт. (Табл.65).

 

 Таблица 65 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Польше в 1925-1928гг.

Пехотные типы 1925-1928гг.

Легкие пехотные танки 1925-1928гг.

Легкий по массе пехотный танк

Renault FT-18 CWS

1925-1927

27 шт.

Легкий по массе пехотный танк

Renault FT-18 Long

1926-1928

1 оо

Всего: 27 шт., 1 оо

Многоцелевые типы 1926-1927гг.

Средние многоцелевые танки 1926-1927гг.

Средний колесно-гусеничный танк

WB-10

1926-1927

проект

Всего: 1 проект

 

В 1925г. поляки решили самостоятельно строить малой серией французские танки Renault FT-18 – программа завершилась в 1927г. или 1928г. – это был первый опыт танкостроения на польской земле. В 1925г. поляки принимают решение начать разработку танка для Войска Польского по собственной спецификации. В 1926-1927гг. были построены то ли два прототипа, то ли две модели «польского» танка, но изделия двигаться не могли и тему перспективного «польского» танка закрыли.

Производство танков Renault FT-18 было налажено в «Центральных Варшавских автомастерских» (“Centralne Warsztaty Samochodowe”).

К строительству прототипов или моделей танков по «польской» спецификации привлекались предприятия WSABPParowóz”, занимавшееся выпуском паровозов, и S.A.B.E.M.S. (разработка и строительство двигателей).

⃰ Испанское танкостроение.

Этап 1925-1928гг. испанского танкостроения открывается информацией о принятии решения строительства собственного легкого танка типа Renault FT-18 в 1925г. и заканчивается решением о серийном производстве танков Trubia А4 (1928г.).

Всего за Этап 1925 -1928гг. в Испании было произведено танков: 2 шт., один из них конверсия. (Табл.66)

 

Таблица 66 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Испании в 1925-1928гг.

Пехотные типы 1925-1928гг.

Легкие пехотные танки 1925-1928гг.

Легкий по массе пехотный танк

Renault FT-Trubia

1925/26

1 оо

конверсия

Легкий по массе пехотный танк

Carro de Combate Trubia serie A

1925-1928гг.

1 шт.

Всего: 2 шт.

 

К 1925г. испанцы пришли к выводу о необходимости разработать собственный тип танка. За образец был выбран Renault FT, но испанцы пытались сделать свою машину более подвижной, лучше защищенной, с более мощным вооружением. Некоторые из поставленных задач испанцам удалось решить в конструкции своего танка Trubia A. В 1928г. испанцы приняли решение о серийном производстве легких танков Trubia A. Но работы велись неспешно, с соблюдением всех правил сиесты, так что к 1929г. был построен, скорее всего, один образец перспективного танка.

Танки Trubia A4проектировались и производились на казенном предприятии Fabrica de Artilleria Trubia (провинция Астурия).

⃰ Японское танкостроение.

Этап 1925-1929гг. японского танкостроения открывается в 1925г. решением о разработке собственных типов танков и заканчивается в 1929г. разработкой первого японского боевого типа.

Всего за Этап 1925 -1929гг. в Японии было произведено танков: 6 шт. + 10 шт. условно произведенных (переделанные французские Renault NC27) (Табл.67).

 

Таблица 67 – Машины и проекты, отнесенные к категории танки, разрабатывавшиеся или производившиеся в Японии в 1925-1929гг.

Пехотные типы 1925-1929гг.

Средние пехотные танки 1925-1929гг.

Средний по массе тяжелый пехотный танк

“2587” Osaka Rikugun Zoheisho №1

1925-1927

1 оо

Средний по массе пехотный танк

Type 89 "2589"

1929

1 шт.

Легкие пехотные танки 1928-1929гг.

Легкий по массе пехотный танк

Osaka Rikugun Zoheisho №2

1928-1929

1 оо

Легкий по массе пехотный танк

Renault Otsu-Gata

1929

10 шт.

Всего: 11 шт., 2 оо

Маневренные типы 1929г.

Быстроходные танки 1929г.

Сверхлегкий по массе колесно-гусеничный плавающий танк

Inoma-Kaminishi Tank

1929

2 оо

Всего: 2 оо

Экспериментальные танки 1929г.

Экспериментальный сверхлегкий по массе радиоуправляемый танк 1929г.

Nagayama Tank

1929

1 э

Всего: 1 э

 

Японцы в середине 1920-х приняли решение разрабатывать собственные типы танков. Первые японские танки создавались либо по образу (французский 2С), либо непосредственно на базе (английский Vickers Medium C) зарубежных машин. В 1929г. был получен танк Type 89 "2589", который станет первым японским боевым типом.

В конце 1920-х годов танки в Японии собирались «от нуля» штучно на Osaka Rikugun Zoheisho (Армейский Арсенал г. Осака) и на фирме Inoma-Kaminishi («Инома-Каминиши»).

* Эпилог.

В начале 1920-х годов танкостроение развивалось как бы по инерции, заданной опытом Первой мировой войны. К середине 1920-х только Британия обновила танковый парк. В ряде стран (например, Франция, США) интерес к танковой теме был близок к нулю. Примерно с середины 1920-х внимание к развитию танков постепенно вновь стало нарастать – к концу десятилетия появились новые перспективные типы. Большое внимание в 1920-е годы уделялось колесно-гусеничным танкам, многобашенным и колесным машинам. Ценность таких решений только предстояло определить.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru