Экзотические предложения                                                    © Смирнов А.Г., 2022г.

                         

    Боевые интроциклы, летающий танк Кристи и его последователи, под крылом самолета, двухсекционный танк Varlet.

 

    В 1930-е годы появился ряд довольно экстравагантных (утопичных) с технической и тактической точек зрения «танковых» идей и даже их воплощений в металле, которые, пожалуй, занимают обособленное место в истории мирового танкостроения.

 

Время работы по теме;

верхняя строчка – время проекта;

нижняя строчка – время производства;

если годы проекта и производства совпадают – указаны в одной строчке

Страна

Название

Тактический тип

Состояние

1931-1932гг.

1932г.

US

Christie M1932

Минилегкий по массе колесно-гусеничный аэротанк

оо

1932г.

US

Christie M1933

Минилегкий по массе авиадесантный колесно-гусеничный танк

проект

1932-1933гг.

US

Self propelled vehicle

Сверхлегкий по массе боевой интроцикл

проект

1932-1936гг.

US

Armored ball

Сферический траншейный истребитель

проект

1932г.

URS

«Летающий Танк Вертолет»

Минилегкий по массе аэротанк

проект

1932-1933гг.

URS

Танк Рафаэлянца

Минилегкий по массе колесно-гусеничный аэротанк

проект

1932-1933гг.

URS

Проект Добровольского-Самсонова

Минилегкий по массе колесно-гусеничный аэротанк

проект

1934-1935гг.

1935г.

US

Christie M1935А

Минилегкий по массе авиадесантный танк

оо

1935г.

US

Christie M1935В 

Минилегкий по массе авиадесантный колесно-гусеничный танк

оо

1936г.

US

Christie M1936

Легкий по массе авиадесантный танк

оо

1936-1937гг.

Fr

Char Varlet 1936

Штурмовой танк повышенной проходимости

проект

 

    ⃰ Боевые интроциклы.

     Во время Первой мировой войны в США промелькнуло несколько проектов боевых машин – интроциклов (Рис.1), у которых все механизмы и экипаж находятся внутри ходовой части – колеса или сферы. (Рис.2)

 

Рис.1 – Моноцикл Эдисона-Путона (Monowheel), 1894г.

Пассажир, мотор и механизмы внутри колеса.

 

 

Рис.2 – Один из вариантов траншейного истребителя Гернсбека, 1918г.

Вооружение вынесено в боковые спонсоны.

 

    Интерес к теме интроциклов воскрес в начале 1930-х годов. Спровоцировал его британский инженер Джон Арчибальд Парвес, который разрекламировал свою конструкцию «Динасфера». (Рис.3)

 

Рис.3 – Автомобиль-моноцикл «Динасфера».

 

    Машина Парвеса имела комбинированное колесо диаметром около 3-х метров. В движение аппарат приводил 2-цилиндровый двигатель от мотоцикла Douglas. Первые образцы машины управлялись наклоном водителя в соответствующую сторону, но был вариант с управлением при помощи обычного автомобильного руля. В планах конструктора стояла разработка пятиместной и даже восьмиместной машины.

    Видимо, идеи Парвеса вдохновили американца Анхел-Гарсия Гутиерреса из Территауна, штат Нью-Йорк на создание боевой машины интроцикла. В январе 1932 года он подал заявку в патентное бюро США на проект боевой амфибийной «самоходной машины» на одном колесе. В сопровождении автор без обиняков указывал: «Оно (- изобретение) должно было создать образ новой боевой машины, способной заменить или стать альтернативой классического варианта танка». Суть изобретения изложена на 5 листах, два из которых занимают схемы. На первом листе изобретение представлено в проекциях спереди и сбоку. (Рис.4)

 

Рис.4 – Первый лист из заявки Гутиерреса.

 

     Внутри колеса диаметром более 2-х метров Гутиеррес поместил двигатель, бак, сиденье, руль, прочие агрегаты, экипаж в лице одного человека. Внутренняя часть обода колеса снабжена зубчатым венцом. Внутри колеса находятся две треугольные рамы, наклонённые друг от друга. В каждой из трёх вершин рамы установлены опорные зубчатые колёса малого диаметра, которые входят в зацепление с венцом основного колеса. Двигатель через цепную передачу приводит в движение ведущую звёздочку, которая заставляет катиться основное колесо. У машины по бокам предусмотрены также маленькие вспомогательные колёса, защищенные кожухами обтекаемой формы. Вспомогательные колеса служат как для поддержания равновесия, так и способствуют повороту «танка» во время движения. Пилот поворачивает руль, схожий с мотоциклетным, и вспомогательные колёса изменяют траекторию движения аппарата. Снаружи треугольные рамы обшиты листами брони 5-10 мм – таким образом создается корпус боевой машины. На боковинах корпуса располагались три иллюминатора для обзора, а в правом боку танка была предусмотрена дверь для посадки пилота. Бронекорпус должен был обладать плавучестью

    Увы, автор не указал тип двигателя. В отношении тормозной системы в описании следует пояснение: «может быть использован любой обычный тип тормоза, и поэтому конкретный тип в настоящем документе не иллюстрирован». Для преодоления траншей, рвов и иных препятствий изобретатель разместил на машине балки, внешне похожие на лыжные палки. Они выходят за габариты корпуса и размещены в поднятом положении; в тот момент, когда перед машиной появляется препятствие, пилот опускает балки, и они упираются в поверхность, «перетаскивая» машину.

     На втором листе заявки изображены способы передвижения аппарата по земле и по суше. (Рис.5)

 

Рис.5 – Способы передвижения машины по воде и по суше.

 

    При движении по воде важную роль играют защитные кожухи маленьких колес – в воде они переворачиваются – как бы гребут.

    Что касается вооружения, автор писал: «Представленное транспортное средство типа моноцикл должно быть использовано в качестве боевого транспортного средства, такого как танк». Можно заметить, что описания вооружения в патенте нет.

    27 июня 1933г. Гутиеррес получил на свой «танк» патент США под номером 1915886. (Рис.6)

 

Рис.6 – Смысл решений Гутиерреса на одном листе.

 

    В ноябре 1933 года журнал Popular Science опубликовал заметку, озаглавленную «Военный танк на одном колесе, управляемый одним человеком», посвящена она была изобретению Гутиерреса. Журнальные художники для публикации детализировали вооружение танка, представив его в виде пулемёта, схожего с «виккерсом», установленного в шаровой установке. (Рис.7)

 

Рис.7 – Иллюстрация из статьи про «Военный танк на одном колесе» Гутиерреса.

Масса 0,5 т.

 

Self propelled vehicle - Концепция сферического интроцикла (сиц) 1928г. Код 8)-(сиц)2-6-17.1. Тактическая классификация – «сверхлегкий по массе боевой интроцикл».

     Публикация была замечена в СССР. (Рис.8)

 

Рис.8 – Статья в советской газете с сообщением об изобретении в США «одноколесной бронемашины – амфибии».

 

    Некоторые пишут, что советские специалисты полагали, что танк-интроцикл был построен и даже испытан. Впрочем, до практических мер по развитию темы в СССР тогда дело не дошло.

    В июне 1932г. еще один гражданин Америки Эндрю Ричардсон (A.J. Richardson) из Лаббока, штат Техас подал заявку на изобретение «Автошар и бронированный шар». Рассмотрение затянулось до марта 1938г., но патент все же был выдан.

    Как следует из названия заявки, автор предложил на рассмотрения сразу два аппарата.

    Первый - «Автошар» - шарообразный автомобиль. Основу машины составлял внутренний корпус обтекаемой формы, снабжённый дверьми. Внутри него находился салон на четверых человек, двигатель, органы управления и другие агрегаты. Через центр корпуса проходил вал, на котором крепился внешний корпус шарообразной формы. В отличие от внутреннего корпуса, внешняя оболочка не была полностью закрытой: она имела ферменную конструкцию, с несколькими «колёсами» с резиновыми бандажами. Повороты должны были производиться смещением внутреннего корпуса «Автошара» относительно центральной оси в ту или иную сторону. (Рис.9)

 

Рис.9 – Автомобиль Ричардсона.

 

   Второй проект - боевая машина «Бронированный шар» (известен также как Tumbleweed tank”) - конструктивно отличался от «Автошара». Если шарообразный автомобиль разрабатывался по концепции моноцикла, то шаротанк представлял собой дицикл. Говорят, что Эндрю Ричардсон первым избрал для боевой машины такую схему. «Бронированный шар» задумывался как амфибия. К внутреннему шарообразному корпусу крепились полусферические движители. Для повышения проходимости по бездорожью движители оснащались грунтозацепами, они же выполняли роль лопастей при движении по воде. Благодаря применению схемы дицикла, «Бронированный шар» был способен поворачиваться на месте. На схеме из патента вооружение отсутствует, хотя оно, судя по описанию, всё же предполагалось. (Рис.10)

 

Рис.10 – «Бронированный шар» Ричардсона.

 

    Недостаток в визуализации вооружения с лихвой исправили в редакции журнала Popular Science, в номере которого за июнь 1936г. по следам патента Ричардсона появилась заметка, озаглавленная как: «Новый военный танк напоминает катящийся шар». В статье говорилось: «Катящийся по земле как огромный шар, высокоскоростной «танк-перекати-поле» предложен изобретателем из Техаса как новое дополнение к современным военным машинам. Полая сферическая кабина из стали заключена внутри вращающейся оболочки из двух половинок с концентрическими грунтозацепами.  Заключённые во внутренней сфере передачи, приводимые от мотора, катят танк по земле. Рулевое управление осуществляется путём изменения скорости одной из вращающихся оболочек. Пулемёты стреляют из неподвижной кабины через центральные щели и бронированные башни по бокам. Тяжёлый двигатель, расположенный на полу по центру кабины, придаёт танку стабильность и защищает его от бокового качения. Внутренняя оболочка может быть уплотнена для защиты от отравляющих газов, в то время как силовая установка полностью закрыта для минимизации опасности от выхлопных газов. Изобретатель утверждает, что сферическая форма танка представляет наименее возможную цель для вражеских бомб и снарядов, и всё, кроме прямых попаданий, срикошетировало бы в сторону». К статье прилагался потрясающе наглядный рисунок. (Рис.11)

 

Рис.11 – Обложка журнала Popular Science за июнь 1936г. и статья в нем про «шаротанк».

 

Armored ball - Концепция сферического интроцикла (сиц) 1928г. Код 8)-(сиц)2-6-17.2. Тактическая классификация – «сферический траншейный истребитель».

   Предполагаемая масса около 6 тонн. Вооружение: 37-мм пушка, 3 или 4 пулемета. Экипаж 4 человека.

    Вокруг статьи завязалась дискуссия. Одним из плюсов подобной схемы называли значительную вероятность рикошета снарядов при попадании в корпус. Из недостатков отмечали неустойчивость аппарата, его громоздкость - хотя длина такой машины должна была быть небольшой, но диаметр его не мог быть менее 2–3 метров, орудие, как и прочие пулеметы, получало ограниченный сектор обстрела.

    *Летающий танк Кристи и его последователи.

    В 1932г. американский конструктор У. Кристи опять оказался за бортом американской танкостроительной программы. Более того, его фирма U.S. Wheel Track Layer Corporation находилась на грани банкротства – от польского заказа Кристи отказался в пользу советского, но получил от этого, похоже, малозначительную сумму, на заказы армии США рассчитывать не приходилось. Однако творца согревала большая идея – научить танки летать!

     Удивительно, но Кристи задумал «летающий» танк в буквальном смысле слова – не танк, который транспортируется самолетом или иным летательным аппаратом, но сам может самостоятельно перемещаться по воздуху. Кристи придумал, что к крыше колесно-гусеничного танка можно крепить конструкцию, представляющую собой центроплан, выполненный по схеме биплана, к которой на двух трубчатых балках крепилось крестообразное хвостовое оперение. Спереди на верхнем крыле находился двухлопастной винт, принимающий вращение от танкового двигателя через редуктор по системе приводов. (Рис.12)

 

Рис.12 – Общая схема летающего танка.

 

    По замыслу конструктора, первые 70-80 м летающий (или «крылатый») танк должен был разгоняться на колесах. Затем водитель, он же пилот, переключал редуктор на воздушный винт, после чего, пробежав еще 90-100 м и разогнавшись до скорости 130 - 210 км/ч, танк взлетал. После посадки пилот-водитель при помощи специального рычага мог сбросить оба крыла и хвостовое оперение, и машина становилась обычным ползающим танком. Идея летающего танка Кристи была развернуто представлена в журнале Modern Mechanics and Inventions (также ошибочно пишут Modern Mecanics and Envents) за июль 1932 года. (Рис.13)

 

Рис.13 – Сообщение о летающем танке в американской прессе.

 

    Кристи считал, что аэромобильные танки могут неожиданно наносить удары в глубоком тылу противника или на отдаленных, изолированных ТВД. (Рис.14)

 

Рис.14 – Из публикации журнала «Современные механики и открытия» за июль 1932 года.

 

    Летающий танк Кристи получил индекс М1932. Корпус машины был выполнен двойным: внутренняя часть собиралась из дюралюминиевых листов, внешняя – из броневых, толщиной: 6 мм (крыша, днище), 10 мм (борт, корма корпуса), 12,7 мм (лоб корпуса). Опорные катки также выполнили из дюралюминия. Широкое применение дюралюминия в корпусе и ходовой позволило ограничить массу танка в 5,5 т при габаритах: длина – 6710 мм, ширина – 2130 мм, высота – 1720 мм.  На эту массу приходилось 750 л.с. от новейшего авиационного 12-цилиндрового двигателя Hispano-Suiza 12Y (указывают также Hispano-Suiza HS12) воздушного охлаждения, что обеспечивало удельную мощностью 150 л.с. на тонну массы. Все эти усилия по снижению массы и увеличению мощности двигателя преследовали одну цель – максимально увеличить скорость M.1932 – очевидно, для разгона при взлете. В целях улучшения динамических характеристик машины, Кристи внес изменения в ходовую часть. Колесно-гусеничная ходовая часть, состояла из 4-х двойных обрезиненных опорных катков на борт (передняя пара на колесном ходу была управляемой), переднего направляющего и заднего ведущего колёс. На катках вместо цельных бандажей использовались пневматические шины Firestone, наполненные гусматиком. Колёса задней пары имели несколько больший диаметр. Ход пружинной подвески составлял 24 дюйма (60,9 см). Траки представляли собой стальные плиты 11 дюймов (279 мм) шириной и шагом 7 дюймов (178 мм). Вооружение танка – 75-мм гаубица М1920 была расположена в носовом спонсоне, орудие крепилось на подвижной станине. Кристи заявлял, что система наведения орудия будет синхронизирована с рулевым колесом. Эта система в сочетании с высокой маневренностью делало наведение, по мнению изобретателя, более быстрым, чем поворот башни танка. Кристи планировал поставить на машине и пулемет, но его бы пришлось размещать в башенке, что было неудобно с точки зрения крепления центроплана к крыше танка – от пулеметной башенки отказались. Экипаж летающего танка должен был состоять из двух человек: пилота-водителя и стрелка. Запас топлива составлял 89 галлонов (337 литров). Трансмиссия танка была механической, с 4-скоростной (3 вперед и 1 назад) коробкой передач. Пишут, что на танке М1932 был применен шестеренчатый редуктор. (Рис.15)

 

Рис.15 – Приблизительная боковая проекция танка Кристи М1932.

 

     Строительство М1932 (Рис.16) Кристи сопроводил широкой рекламной кампанией.

 

Рис.16 – Эпизод строительства М1932.

Некоторые авторы допускают, что под танк М1932 переделали опытное шасси М.1928.

 

      Конструктор заявлял, что некие иностранные заказчики выделили ему на разработку аэротанка $650000 - тем самым ожидая, что Департамент Вооружений проявит должное любопытство. Также Кристи устраивал в Форт-Беннинге и Форт-Ноксе лекции о своем детище. (Рис.17)

 

Рис.17 – Кристи обрабатывает конгрессменов.

 

      13 октября 1932 года прошла публичная демонстрация танка Кристи М1932. (Рис.18)

 

 

Рис.18 – Танк Кристи М1932.

 

Christie M1932 - Концепция автомобиля на гусеничном ходу (лк) 1916г. Код 6)-(лк)3-6-10.6. Тактическая классификация – «минилегкий по массе колесно-гусеничный аэротанк».

    Масса 5,5 т. Вооружение 75-мм орудие. Экипаж 2 человека.  

    Машина ошеломила зрителей своими динамическими характеристиками. Танк развил на гусеницах максимальную скорость 96,5 км/ч! На колесном же ходу скорость оказалась фантастической – 193 км/ч! M.1932 установил неофициальный мировой рекорд движения танков на колесах, который не побит до сих пор! (Рис.19)

 

Рис.19 – Погоня за скоростью на М1932.

 

     Подобные динамические характеристики позволяли машине буквально перелетать через разнообразные препятствия. (Рис.20)

 

Рис.20 – М1932 перелетает через ров шириной не менее 4-х метров.

 

Танк свободно перепрыгивал ров шириной больше 6 метров и мог преодолевать уклон в 45 градусов.

    Несмотря на поразительные результаты, к ноябрю 1932 года стало окончательно ясно, что соотечественники не купят M.1932. Чтобы избежать финансового краха Кристи, несмотря на запрет от Департамента вооружений на продажу М1932 за рубеж, вновь пошел на сделку с советскими.

     Советские очень внимательно следили за разработками Кристи, получая материалы по теме едва ли не из рабочего блокнота изобретателя – т.е. почти из головы Кристи. (Рис.21)

 

Рис.21 – На рисунке представлен черновой набросок, скорее всего, по теме М1932 - изображен вариант танка с пулеметной башенкой. Сверху рисунка находится подпись «Агентурные данные».

 

    Вот какое сообщение направил своему начальству представитель УММ (Управление моторизации и механизации) РККА инженер Угер 12 декабря 1932г.: «авиационная часть летающего танка, еще совершенно не разработана, люди, окружающие Кристи, не сведущие в авиации, и мы возьмем на себя очень тяжелую ответственность, если закажем ему такого рода работу, не обратившись за соответствующим содействием к компетентной авиационной фирме. Кристи не договаривает, как он планирует реализовать проект сооружения летающего танка. Материальное положение Кристи настолько тяжелое, что он дает устное или письменное обещание продать нам все, что мы пожелаем купить, — ему нечего терять. Поэтому мы не можем на него положиться…

Боевая машина мод. 1932 года имеет корпус, изготовленный из дюралюминия (а не стальной). Вес уменьшен на 1/3 и составляет приблизительно 5,5 тонн (без брони). Колеса - пневматики. Скорость на колесном ходу до 160 км/час.

Идея авиатанка (аэротанка), по мнению автора. 1). На земле и в воздухе танк передвигается самостоятельно за счет передачи крутящего момента от двигателя к пропеллеру. У танка свои крылья, которые после посадки отсоединяются, а пропеллер — отключается. Этот вариант полностью раскритикован… мод. 1932 г. является улучшенной моделью старой конструкции боевой машины и могущей быть «истребителем танков» (75-мм пушка)».

     Однако еще раньше сообщения Угера, 4 декабря 1932г. Комиссия Обороны СССР постановила вести переговоры с Кристи о приобретении танка М1932, причем оговаривалось, что прибытие самого Кристи в СССР не нужно. Договор между компанией US Wheel Track Layer Corporation и советским «Амторгом» «о приобретении автомобильного колесно-гусеничного шасси специального типа, последней модели 1932 года» был заключен 2 февраля 1933 года. В договоре, в частности оговаривалось: « … продавец подтверждает наличие у него разрешения для подобной продажи от Правительства США… продать 1 образец и переслать чертежи за сумму 33 000 US долларов после испытаний и доставки шасси в порт N.Y. не позднее 31 марта 1933 года. Испытания проводит «Амторг» за счет Кристи на заводе в Роуей (Rahway), New Jersey». Несмотря на то, что Кристи подтверждал (гарантировал) советской стороне законность приобретения «автомобильного колесно-гусеничного шасси специального типа» в договоре прописывалось, что приобретаемое шасси должно быть упаковано в полностью закрытый ящик. К договору были приложены «Спецификация колесно-гусеничного шасси Кристи модели 1932г.» и «Разрешение на посещение завода по производству шасси». Машина благополучно покинула территорию США на корабле и в августе 1933г. прибыла в СССР, вместе с чертежами. В СССР машине присвоили индекс БТ-32 и даже публично демонстрировали на параде 7 ноября 1933г. в Харькове. Видимо, информация о появлении танка Кристи М1932 на улицах Харькова преодолела океан – говорят, что по факту продажи Кристи своего танка М1932 советским, в Америке разразился скандал, окончательно похоронивший на родине репутацию У. Кристи.

     В СССР БТ-32 эксплуатировался недолго. Как следует из советских документов (доклад ВрИО.нач.УММ Бокиса Народному Комиссару по Военным и Морским Делам К. Ворошилову от 16 июня 1933 года), при закупке «Кристи» М.1932 предусматривалось: «...не установка его на производство, а изучение новых достижений конструкции коробки передач, ведущих колес, подвески, гусениц, крепления ленивцев, главного фрикциона». В первых числах сентября 1933 года «Аэротанк М.1932» прибыл в опытный цех отдела Т2 ХПЗ (Харьковский паровозостроительный завод). В период с 4 сентября по 11 ноября 1933 года БТ-32 был подвергнут ходовым испытаниям в окрестностях Харькова. В первый же день во время 30-км пробега на гусеничном ходу гребни траков левой гусеницы нашли на пневматические покрышки опорных катков и повредили их. (Рис.22)

 

Рис.22 - Разрушение покрышек катков танка БТ-32 на испытаниях. Осень 1933 г.

 

   Для продолжения испытаний покрышки пришлось заменить. Во время второго выезда 8 сентября на 35-м км движения произошла авария: повторился первый дефект (от 4.09), а также вышла из строя большая полуось бортовой передачи и погнулись зубцы с ведущими роликами на ведущем колесе. Неисправную машину пришлось на колесном ходу отбуксировать на завод. Третий пробег на колесном ходу также не прошел гладко. Уже на 18-м км после начала движения было обнаружено повреждение пневматических покрышек не только управляющих, но и опорных катков левой стороны. После устранения дефектов машина своим ходом вернулась на ХПЗ, пройдя 36 км. К началу следующего пробега 22 сентября на БТ-32 заменили все или почти все пневматические шины - на испытываемом образце БТ-32 частично были использованы опорные (управляющие) катки от советского танка БТ и катки с оригинала - танка Кристи М. I931. Колесный пробег 22 сентября протяженностью 75 км прошел без поломок. 7-го ноября танк промчался от завода ХПЗ до центральной площади Харькова и обратно (всего 15 км). Последний заезд имел место 11 ноября 1933г. При движении на гусеничном ходу на II передаче сломалось ведущее колесо гусеничного хода. (Рис.23)

 

Рис.23 – Разрушение ведущего колеса БТ-32.

 

    В целом, проведенные испытания показали, что расчет на улучшение конструкции ходовой части и силовой передачи серийно выпускаемых БТ за счет изучения последней модели «Кристи» не оправдался.

     Заканчивая повесть про М1932, не могу не сделать одно замечание. На всех фотографиях машины во время движения крыша корпуса над отделением, где помещался водитель открыта – видна голова водителя, но на эскизах прорисован бронированный колпак над местом водителя. (Рис.24)

 

Рис.24 – На концептуальном изображении М1932 видно, что машина должна иметь полную броневую защиту.

 

    Тема летающего танка захватила воображение советских специалистов. В сентябре 1932г. (еще до прибытия летающего танка Кристи в СССР) УММ сформулировало технические требования к советскому летающему танку. «1. Боевой вес танка со всеми приспособлениями для летания в пределах 5-6 тонн. 2. Максимальная скорость на колесах 70-80 км/ч гусеницах 50-60 км/ч в воздухе 150 км потолок 1-3 км. 3. Тип движителя – колесно-гусеничный. 4. Принцип подъемного аппарата для взлета — нормальные крылья или автожиры. 5. Тип летательных приспособлений — съемные автоматически выключающиеся при посадке танка без выхода команды и одевающиеся при взлете с выходом команды. 6. Продолжительность выключения летательного приспособления – 5 минут, продолжительность одевания летательного приспособления – 15 минут. 7. Потребная аэродромная площадь для посадки и взлета: а) при наличии автожира 100-200 м. б) при наличии нормальных крыльев самолета до 500 м. 8. Тип и мощность мотора — авиационный марки М-34. Допускается использование для охлаждения мотора этиленгликоль. 9. Бронирование танка 8-6-4 мм. 10. Вооружение одна 45-мм пушка с круговым обстрелом спаренная с пулеметом. Один лобовой пулемет. 11. Боеприпасы – артиллерийский комплект 50 снарядов. Пулеметный комплект 3000 патронов. 12. Команда 2 человека. 13. Запас горючего а) при движении по дорогам 150 км б) при движении в воздухе 250 км. Бензобаки для движения танка по дорогам и для воздуха д.б. самостоятельными, однако при проектировании д.б. предусмотрена возможность использования всего запаса горючего как для движения по дорогам, так и для движения в воздухе. 14. Для получения указанного боевого веса допускается применение легких сплавов и специальных высококачественных сталей. 15. Указанные требования являются ориентировочными и могут быть изменены в соответствии с данными, полученными в результате предварительного эскизного проекта и расчетов».

    Как видим, допускалось две конструкции оснастки для полетов: «нормальные крылья» и автожиры. Поэтому почти параллельно стартовали три варианта летающего танка: «Летающий Танк Вертолет» старшего инженера-конструктора Секции Особых Конструкций ЦАГИ Н.И. Камова, летающий танк от т.н. КБ инженера ЦАГИ Арама Назаровича Рафаэлянца и такой же проект инженеров ЦАГИ Добровольского и Самсонова.

    28 сентября 1932г. Камов запросил заместителя начальника Воздушных Сил РККА выделить ему двух конструкторов из танкового бюро, 10-15 молодых специалистов или 5-6 человек из ЦКБ, а также предоставить консультации по вопросам танкостроения за рубежом.

   Конструкция танка Камова базировалась на гусеничном шасси оригинальной разработки, представлявшей собой платформу шириной 3,5 метра, обеспечивавшей хорошую устойчивость при посадке. На борт ходовая часть состояла из 7-ми опорных катков малого диаметра, сгруппированных в две тележки и одного катка такого же диаметра, не включенного в систему тележек, видимо, этот каток был ведущим, хотя встречается, что задний каток был ведущим, имелось также 4 поддерживающих ролика. Мелкозвенчатые гусеницы оснащались масляными подвесками (стойками), за счет которых, видимо, можно было менять высоту ходовой части.  На платформе устанавливался короткий и узкий фюзеляж обтекаемой формы. Пулеметное вооружение размещалось в двух башнях, одна из которых устанавливалась над несущим винтом, и в двух бортовых огневых точках – всего 4 пулемета. (Рис.25)

 

Рис.25 – Чертеж танка-автожира Камова.

 

«Летающий Танк Вертолет» - Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)58-8-29.1. Тактическая классификация – «минилегкий по массе аэротанк».

    Масса 4 – 4,5 т. Габариты (без винта): длина ок. 7 м, ширина – 3500 мм, высота 4300 мм. Бронирование 5-8 мм. Экипаж, вероятно, 3 чел.

   Несмотря на то, что во всех источниках пишут, что конструкция летающего танка Камова являлась автожиром, строго говоря, это не так. Автожир, как правило, имел основной винт, установленный вертикально, как на самолетах и горизонтальный винт, как впоследствии будут устанавливать основной винт на вертолетах. (Рис.26)

 

Рис.26 – Классический автожир 1930-х годов.

 

    У Камова же предлагалась конструкция с одним винтом, установленным горизонтально, что ближе к геликоптерам или вертолетам (в начале 1930-х в ЦАГИ и в самом деле велись изыскательские работы по теме геликоптеров, был создан даже один опытный образец, поднявшийся на высоту 600 м). Трехлопастный несущий винт диаметром 20 метров должен был изготовляться из нержавеющей стали и хромомолибденовых труб. Для облегчения транспортировки лопасти могли складываться назад и, скорее всего, постоянно находились на танке при действии машины на земле. Система передачи мощности от двигателя описывалась так: «…Механизм передачи энергии, рассчитай на муфту у толкающего воздушного винта (устанавливающегося вертикально на земле), на муфту и редуктор для раскручивания ротора (механический запуск), муфту у горизонтальных валов к гусеницам». К кормовой части корпуса, за толкающим винтом, крепился руль направления высотой более 3,5 метров. Взлётная масса винтокрылой машины оценивалась в 4000-4500 кг, а в качестве силовой установки был выбран авиационный рядный двигатель М-34, имевший максимальную мощностью 850 л.с. Планировалось также, что в ближайшее время его мощность удастся довести до 1000-1200 л.с. При нагрузке на единицы площади несущего винта порядка 12,7-13 кг/м2, вертикальная расчетная скорость снижения составляла 5,9 м/с, посадочная скорость – около 20 км/ч, пробег - 5 метров. Прочие расчеты в теории показывали, что танк-автожир будет иметь разбег по ровной поверхности не более 50 метров, скорость отрыва 50 км/ч и максимальную скорость 150 км/ч. Кроме того, Камов использовал шаровую кольцевую втулку вертолета, что, по его мнению, позволяло строить вертолеты большого тоннажа с башенными или турельными установками на втулке.

     Разработка понравилась руководству УВВС и ЦАГИ, которое отметило, что «Летающий Танк Вертолет» может быть вполне реализован. Разногласия между военными и конструкторами возникли из-за вооружения – в УВВС посчитали, что одних пулеметов будет недостаточно и для борьбы с легкой бронетехникой противника, танк-автожир следует оснастить автоматической пушкой в верхней турели. Однако, таковая на тот момент отсутствовала, а закупка лицензий у иностранных фирм только обсуждалась. Помимо прочего, была выдвинута идея возможности вести огонь через плоскость несущего винта, для чего пушку предстояло оснастить системой синхронизации. Пока шли споры, тему закрыли – подготовка танкистов-вертолетчиков выглядела незаурядным делом, да и приоритеты сменились.

    В декабре 1932г., как пишут, утвердили окончательные требования к советскому летающему танку. Видимо, теперь отпал тип автожира, а тезис о необходимости специальной гусеничной платформы для летающего танка потерял актуальность – можно обычный колесно-гусеничный танк, подходящей массы, оснастить авиационным опереньем, и - вауля. 

     Проект машины заключался в подвеске танка типа БТ к безмоторному планеру. Планер выглядел монопланом на собственном шасси, винт монтировался не спереди, а в кормовой части. Двухлопастной воздушный винт приводился во вращение с помощью механической передачи от двигателя танка. (Рис.27)

 

 

Рис.27 – Танколет.

 

     В первом эскизном варианте КБ Рафаэлянца (Рис.28) фигурировал серийный БТ-2, но в скором времени стало понятно, что использовать этот танк в текущем состоянии не удастся.

 

Рис.28 – Проект летающего танка Рафаэлянца.

После приземления танк падал с высоты 1,5 м.

Внизу - лишившись воздушного оперения, танк устремляется в бой.

 

    Совместными усилиями 9 конструкторов ЦАГИ (Никитина, Государева, Флерова, Шварца, Ермонского, Кургузова, Астахова, Асачина, Гришина) и завода №9 проект был переработан в течение месяца. Корпус танка приобрел характерную «ступеньку» в носовой части, а толщина бронирования теперь составляла от 4, 6 и 8 мм. Башня сохранила прежнюю форму, однако состав вооружения уменьшили до одной 20-мм пушки (боекомплект 500 выстрелов) или одного 7,62-мм пулемета ДТ (боекомплект 3000 патронов). В ходовой части количество опорных катков уменьшили на один. Также предполагалось использование специальных легких сплавов. В кормовой части машины продольно устанавливался двенадцати-цилиндровый карбюраторный двигатель М-17 мощностью 650 л.с. Вместе с «полётными приспособлениями» взлетная масса танка не должна была превысить 5500 кг, а на земле – 4 тонны. Пишут, что на предварительном этапе проектирования масса составила 5176 кг, но не уточняется, относится это к взлетной массе или к массе на земле. Время установки приспособления составляло 15 мин., а время снятия 5 мин. Расчетная максимальная скорость на колесном ходу до 70-80 км/с, на гусеницах — до 50-60 км/ч, в воздухе — до I60 км/ч; запас хода на колесах 150 км, в воздухе — 250 км. Пробег при посадке составлял 400 м, для взлета требовался разбег 500-600 м. Максимальная высота 3000 м.

    Демонстрационная масштабная модель летающего танка была готова 15 января 1933 года. (Рис.29)

 

Рис.29 – Деревянная модель Танка Рафаэлянца.

 

Танк Рафаэлянца - Концепция автомобиля на гусеничном ходу (лк) 1916г. Код 6)-(лк)3-8-23.12. Тактическая классификация – «минилегкий по массе колесно-гусеничный аэротанк».

    По другой версии, 24 января 1933г. готовая документация была передана комиссии, которая разрешила продолжить проект, а в феврале была изготовлена деревянная модель. 31 марта 1933г. модель Рафаэлянца продули в аэродинамической трубе. К концу мая 1933 года, после ряда технических опенок проекта, проведенных Научно-испытательным институтом ВВС РККА, стало ясно, что мощности двигателя будет недостаточно для обеспечения требуемых летных данных. В заключении было отмечено, что «проект вызывает большие сомнения как с тактической, так и с экономической стороны в сравнении с другими уже имеющимися способами переброски танков (высадка с самолета, сбрасывание на парашюте)».

    О проекте Добровольского и Самсонова известно, что он был аналогичен проекту Рафаэлянца, но отличался конструкцией гидравлической или гидромеханической передачи мощности на воздушный винт.

Проект Добровольского-Самсонова - Концепция автомобиля на гусеничном ходу (лк) 1916г. Код 6)-(лк)3-8-23.13. Тактическая классификация – «минилегкий по массе колесно-гусеничный аэротанк».

    Масса 5,5 тонн. Вооружение 20-мм пушка или пулемет. Экипаж 2 чел.

    Окончательное решение по советским летающим танкам было вынесено 31 мая 1933 года Ворошиловым. Отмечая теоретическую возможность реализации данных проектов, была отмечена большая предполагаемая длительность работ по доведению подобных конструкций до боеспособного состояния. Поэтому дальнейшие экспериментальные работы по переброске танков при проведении десантных операций было решено осуществлять с помощью подвески танка к самолету – к тому времени были доступны тяжелые бомбардировщики ТБ-3, способные транспортировать боевые машины массой около 4 тонн. Летом 1933 года работы по летающим танкам свернули.

    *Под крылом самолета.

    Почти параллельно с «крылатым» танком, способным самостоятельно перемещаться по воздуху, Кристи обдумывал вариант танка, летающего под крылом самолета – т.е. речь шла о создании специального авиадесантного танка. Предполагалось, что танк будет доставляться под фюзеляжем самолета и сбрасываться на бреющем полете. В качестве средства доставки наиболее подходящим смотрелся перспективный на тот момент средний бомбардировщик Y1B-9 (Рис.30), разрабатывавшийся фирмой Boeing с 1930г. (первый прототип поднялся в воздух 5 ноября 1931г.).

 

Рис.30 – Средний бомбардировщик Y1B-9.

 

    С позиции сегодняшнего дня задача для авиадесантного танка очевидна – огневая поддержка легковооруженного десанта – вот только в 1931-1932гг. никаких воздушно-десантных сил еще не было. Некоторые авторы допускают, что подобная машина могла выполнять в то время разведывательные функции.

     Если «крылатый» летающий танк должен был обладать большой удельной мощностью двигателя на тонну массы аппарата для получения высокой скорости при разгоне машины перед подъемом в воздух, то для авиадесантного варианта приоритетным смотрелись маленькая масса и небольшие габариты. Для решения проблемы Кристи принялся «обстругивать» излишества конструкции М1928-М1932, добиваясь большего минимализма. Вариант авиадесантного танка получил обозначение М1933. Вот как М1933 описывает уже известный нам советский инженер Угер 12 декабря 1932г.: «Все, что мы сможем добыть от Кристи - это в лучшем случае будет модель 1933г. без какой-либо авиачасти. Идея авиатанка (аэротанка), по мнению автора. 2). Танк перевозится специально сконструированным самолетом с помощью специального приспособления. Только Сикорский считает возможным создание подобного самолета, так как у него также финансовые затруднения... Танк Кристи мод. 1933 года имеет двигатель горизонтального типа с противоположно расположенными поршнями. Цилиндров — 8. Вес двигателя — 272 кг, мощность — 450 л.с. при 4500 об/мин. Масса танка 4 тонны. Максимальная скорость на колесах — до 160 км/час, на гусеницах — 96-105 км/час. Вооружение: одна 48-мм пушка и пулемет. Экипаж 3 человека. М.1933 является прототипом будущего летающего танка». (Рис.31)

 

Рис.31 – Изображение максимально близкое к описанию М1933, данное Угером.

 

     На приведенном выше изображении (полученным советской агентурой) мы видим, видимо, вариант авиадесантного танка М1933, как пишут: «с дистанционно управляемым, возможно, 47-мм орудием, установленным на крыше боевого отделения». Из тех же источников известен, видимо, чисто пулеметный вариант танка, с одним пулеметом, установленным во вращающейся башенке. (Рис.32)

 

Рис.32 – Вероятно, пулеметный вариант М1933.

Набросок получен по советским агентурным данным.

 

Christie M1933 - Концепция автомобиля на гусеничном ходу (лк) 1916г. Код 6)-(лк)3-6-10.7. Тактическая классификация – «минилегкий по массе авиадесантный колесно-гусеничный танк».

    «В железе» М1933 получился совершенно другим. В итоговом виде аэромобильный танк набрал всего 2,2 т, имел двухосную ходовую частью со сдвоенными колёсами, 6-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 250 л.с. (в некоторых источниках указывается оппозитный 8-циллиндровый двигатель мощностью 450 л.с.), 47-мм (или 37-мм) пушку – вообще, похоже, что на машине стоял муляж некоего 57-мм или даже 75-мм орудия - и двух членов экипажа. (Рис.33)

 

Рис.33 – М1933.

 

   По сути дела, перед нами колесная бронемашина, во многих источниках М1933 так и называют Airborne Combat Car M.1933 (боевая аэромобильная машина) – приводится и другое название M.1932 Combat Car. (Рис.34)

 

Рис.34 – Убедительная иллюстрация того, чем на самом деле являлся аэромобильный «танк» М1933.

 

    Корпус авиадесантной машины имел достаточно простую сварно-клёпаную конструкцию с прямыми борами, клиновидной носовой частью и кормовым бронелистом установленным бод большим углом наклона. На острие корпуса устанавливалась 47-мм (?) пушка с очень небольшими углами наведения. Командир машины находился более чем в метре от орудия и вынужден был выполнять функции заряжающего и стрелка. Для лучшего обзора над местами командира и водителя располагались конические наблюдательные башенки. По данным Кристи, машина разгонялась до 175 км/ч (60 миль в час).

     В 1935г. появился вариант полноценного гусеничного (некоторые замечают, что к этому времени Кристи стал охладевать к идее колесно-гусеничного хода) авиадесантного танка М1935.    Первоначально был разработан вариант танка с тремя опорными катками на борт – этот вариант называют М1935А. (Рис.35)

 

Рис.35 – М1935А.

 

Christie M1935А - Концепция автомобиля на гусеничном ходу (лк) 1916г. Код 6)-(лк)3-6-10.13. Тактическая классификация – «минилегкий по массе авиадесантный танк».

    Масса машины 4,5-5 т. Танк получил укороченный приземистый корпус следующей компоновки: орудийный отсек спереди, отделение управление в средней части и моторно-трансмиссионный отсек в корме. Места членов экипажа (2 человека: командир и водитель) были оборудованы наблюдательными бронеколпаками – по их положению можно судить о внутренней компоновке танка. Длина танка составила 4572 мм, ширина – 1981, высота – 1676 мм. Максимальная толщина бронирования 12,7 мм. Вооружение на прототипе не устанавливалось – вместо него имелся муляж короткоствольной 57-мм пушки (в некоторых источниках указывают муляж 75-мм пушки). М1935А оснащался стандартной подвеской Christie, но, как говорилось выше, танк имел всего три пары колёс, из которых передняя была управляемой на колесном ходу. Танк оснащался бензиновым двигателем номинальной мощностью 300 л.с. и мощностью на форсаже порядка 450 л.с. На испытаниях, проведенных в 1935 году, М1935А развил скорость до 96,5 км/ч на гусеницах и 144,8 км/ч на колесах.

    В том же году появился и другой вариант – М1935В. В отличие от варианта М1935А, этот танк имел 4-катковую, как будто, колесно-гусеничную ходовую часть, помимо этого машина внешне отличалась макетом длинноствольной, как указывают, 75-мм пушки. (Рис.36)

 

Рис.36 – М1935В.

 

Christie M1935В - Концепция автомобиля на гусеничном ходу (лк) 1916г. Код 6)-(лк)3-6-10.14. Тактическая классификация – «минилегкий по массе авиадесантный колесно-гусеничный танк».

    Масса М1935В 5,5 т. Габариты: длина – 6400 мм, ширина – 3130 мм, высота – 1680 мм. Бронирование: лоб, борт корпуса – 12,7 мм. Корпус был значительно переработан. Боевой отсек и место командира сместили вперед, а отделение управления – к задней части. Экипаж машины состоял из 2 (по другим данным – из 3) человек. На М1935В устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza HS12 мощностью 750 л.с. На гусеницах танк развил скорость 104,6 км/ч; на колесах – 153,9 км/ч. Вероятно, М1935В установил рекорд скорости танков при движении на гусеницах.

     Вероятно, оба танка и М1935А, и М1935В поднимались в воздух. Судя по фотодокументам, один - М1935А в 1937г.; другой – возможно, М1935В в 1940г. - испытывались в воздухе в союзе с самолетом. (Рис.37)

 

Рис.37 – На верхнем снимке под фюзеляжем, вроде бы, М1935А; на нижнем – возможно, М1935В под фюзеляжем бомбардировщика YB-17.

 

    Разработку подвески для крепления танков под фюзеляжем самолетов приписывают Кристи, но, возможно, что этим вопросом занимались авиационные конструкторы.

    В 1936 году на базе М1935В создаётся его модифицированный вариант М1936. (Рис.38)

 

Рис.38 – М1936.

 

Christie M1936 - Концепция автомобиля на гусеничном ходу (лк) 1916г. Код 6)-(лк)3-6-10.16. Тактическая классификация – «легкий по массе авиадесантный танк». 

    Масса машины М1936 оценивается в 6 т (в некоторых источниках указывают 8 т). Габариты: длина – 5330 мм, ширина – 1980 мм, высота – 1680 мм. По сравнению с предшественником длина танка была уменьшена на 1,07 м, высота – на 15 см. Бронирование: лоб корпуса 19 мм, борт корпуса 13 мм, хотя прототип, скорее всего, строился из небронированной стали. Вооружение на М1936 не устанавливалось — в носовой части корпуса был выполнен макет орудия. В протоколе испытаний за апрель 1936 года упоминается предполагаемый вариант установки 37-мм или 47-мм пушки. Hа М1936 был установлен карбюраторный, 12-цилинровый двигатель Curtiss D-12 мощностью 300 л.с. Интересные изменения были внесены в ходовую часть. Свечи Кристи убрали в цилиндрические трубы, вынесли наружу корпуса и расположили под углом. За счет такого решения удалось отказаться от двойной стенки корпуса и снизить его высоту. (Рис.39)

 

Рис.39 – Отчетливо видно наклонное положение свечей подвески по борту корпуса.

 

    В контексте наклонного расположения свечей подвески следует вспомнить, что такое решение в 1935г. запатентовал Гладеон Барнс (решение было реализовано на танке Combat Car T4 еще в 1933г., а чуть позже, возможно, на танках Medium Tank T3E2).

    Танк М1936 испытывался в апреле 1936г. (Рис.40)

 

Рис.40 – М1936 на испытаниях.

 

     М1936 развивал скорость 96,5 км/ч при движении по грунтовой дороге, мог перепрыгнуть ров шириной 4,57 м, преодолеть стенку высотой 0,7 м.

    3 октября 1936г. Christie удалось заключить сделку с англичанами, которые купили у него за 8000 фунтов стерлингов ржавевший в отстойнике М1931. Вместе с танком, почуяв перспективу, в Британию явился автор машины – конструктор Джон Кристи, причем не один, а в компании своего главного испытателя Андерсона. Через некоторое время (указывают 11 ноября 1936г.) фирма Morris Commercial Cars Ltd. смогла ввести в Британию еще один танк Кристи, которым, по всей видимости, был М1936. Для того, чтобы обойти запрет на вывоз перспективной бронетехники из США М1936 был разобран, упакован по контейнерам и продан как партия грейпфрутов. Безбашенный танк не интересовал британцев, но Кристи взялся построить новое шасси под перспективный танк, обойдя вопрос о башне и расположении вооружения. Вскоре, возможно, не без финансового участия британцев, Кристи построил экспериментальное танковое гусеничное шасси М1937. Скорее всего, под перспективное шасси перестраивался М1936. (Рис.41)

 

Рис.41 – Экспериментальное шасси Christie М1937.

 

    Существенным отличием экспериментального шасси стало использование в подвеске в паре с наклонной свечой (пружиной) параллельно установленного амортизатора. Такое решение делало подвеску Кристи значительно совершеннее, поскольку амортизатор быстро гасил колебания танка при разгоне и торможении.

     Шасси М1937 испытывалось на аэродроме в Фарнборо. Благодаря авиационному двигателю Curtiss D-12, который дефорсировали до 430 лошадиных сил, машина М1937 развила максимальную скорость 102,5 км/ч (64 мили в час), что в глазах британцев было весьма необычно для танкового шасси. (Рис.42)

 

Рис.42 – Шасси M1937 движется на полном ходу по аэродрому Фарнборо.

 

    По-видимому, британцы были готовы закупить М1937 вместе со всеми патентами, но Кристи заломил слишком большую цену - 320 000$ оказались запредельной суммой. В марте 1938 года Кристи удалось наладить контакты с французами. В Венсене состоялась демонстрация шасси М1937. (Рис.43)

 

Рис.43 – М1937 на демонстрации в Венсене.

 

    Пишут, что французы, как будто, купили патенты Кристи на ходовую часть. По окончании европейского турне Кристи вместе с экспериментальным шасси вернулся в США (интересно, под каким видом Кристи ввез М1937 обратно в США?).

    В 1938г. Кристи немного усовершенствовал свое экспериментальное шасси М1937 – поставив на него более мощный двигатель Curtiss Wright (450 л.с.) и более просторный корпус – вариант получил обозначение М1938. (Рис.44)

 

Рис.44 - Christie М1938.

 

   Некоторые называют это изделие M1938 Airborne Tank, хотя машина не имела ни полного бронирования, ни схемы вооружения. По сути, M1938 являлся развитием или вариантом конструкции экспериментального шасси М1937. Машина получила также индекс Т12, но ни на вооружение, ни к серийному производству не принималась.

   *Двухсекционный танк Varlet.

   В 1918г. француз Varlet разработал два варианта боевой бронированной машины типа танк на двух независимых шасси. (Рис.45)

 

Рис.45 – Проект Varlet 1918г.

 

   Проект Varlet позиционировался как проект штурмового танка повышенной проходимости. Спустя почти 20 лет, в 1936г. Varlet вернулся к идее штурмового танка на двух независимых шасси. Автор представил новый вариант подобного изделия.

Char Varlet 1936 – Концепция боевой гусеничной машины (бгм) 1903г. Код 3)-(бгм)6-2-10.2. Тактическая классификация – «штурмовой танк повышенной проходимости».

   Машина получила новую ходовую часть, по сравнению с вариантами 1918г., а также специальную качающуюся установку для башни со значительно увеличенными углами вертикального наведения.

     Ходовая часть представляла собой две двухгусеничные секции в виде равностороннего треугольника, на концах которого находились основные колеса равного диаметра. Нижнее заднее колесо было ведущим, а вращающийся момент от двигателя передавался на него при помощи шестерен. На всех трех гранях было установлено по три дополнительных (натяжных) ролика. (Рис.46)

 

Рис.46 – Конструкция ходовой части Char Varlet 1936.

 

    Гусеница крупнозвенчатая из стальных одногребневых траков. Вооружение было представлено 47-мм пушкой в башне и 75-мм пушкой, которая устанавливалась вместо пулеметов в передней секции со смещением на правый борт. В сумме это позволило бы танку Varlet бороться с полевыми укреплениями и с бронетехникой противника. Экипаж танка, предположительно, мог состоять из 3-4 человек. Масса и бронирование машины в литературе не указываются, но встречаются ее габариты: длина – 9000 мм, ширина – 2400 мм, высота – 2700 мм.

   В 1937г. был выполнен макет танка Varlet 1936г. (Рис.47), на этом проект закончился.

 

Рис.47 – Макет танка Varlet 1936г.

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru