Машины на танковых шасси                                                            © Смирнов А.Г., 2016г.

 

Классификация, транспортеры пехоты, САУ, СЗУ, машины снабжения, радиотанки, командирские танки, транспортеры орудий, ремонтно-эвакуационные машины, инженерные машины, тягачи-транспортеры.

 

* Классификация.

В разделе пойдет речь о машинах, которые разрабатывались, строились на тех же шасси, на которых строились танки, либо о машинах, переделанных из танков.

Подобные машины можно разделить на:

1. боевые бронированные и небронированные: транспортеры пехоты, САУ, СЗУ (ЗСУ);

2. специальные бронированные и небронированные: инженерные, ремонтно-эвакуационные, снабжения, командирские машины/машины связи, транспортеры орудий, тягачи-транспортеры (артиллерийские трактора).

* Транспортеры пехоты.

Возможно, первым идею бронированных транспортеров для доставки пехоты к полю боя высказал англичанин Туллоч в 1911г. Для таких целей вполне подходила гусеничная бронированная машина Де Моула, но этот проект был отвергнут англичанами в 1913г. В начале WWI (февраль 1915г.) английский полковник Кромптон реанимировал идею, выступив с предложением строительства самодвижущегося форта для атаки и уничтожения вражеских окопов (a self-moving fort for the attack and destruction of enemy trenches). Некоторые авторы описывают этот форт как большой трактор (скорее всего, гусеничный) с бронированным кузовом для перевозки пехоты через нейтральную полосу и передовые окопы. На этот раз идея была поддержана, но первые опыты ее воплощения (сначала на моногусеничном шасси Диплока, а затем в виде сцепки двух полугусеничных тракторов) не имели успеха. Однако опыт применения первых танков выявил необходимость тесного взаимодействия танков и пехоты на поле боя, а для защиты пехоты от преждевременных потерь нужна была бронированная машина, не уступавшая по проходимости танкам. Попытки приспособить для перевозки пехоты внутренний объем тяжелых пехотных танков с удлиненным корпусом (MkV*) не дали положительных результатов. Для транспортировки пехоты к полю боя и по полю боя, огневой поддержки пехоты требовалась машина специальной постройки.

Летом 1917г. лейтенанту G.R. Rackham было приказано разработать бронированную машину специально для переброски войск. Первоначальная спецификация содержала требование, чтобы машина имела спонсоны и основное вооружение, которое имели линейные ромбовидные танки. Однако это требование было вскоре отменено. В сентябре 1917 года предприятию Armstrong-Whitworth & Co. in Newcastle-upon-Tyne был выдан заказ на постройку прототипа транспортного танка.

Как-то так получилось, что реально темой бронированной транспортно-десантной машины для перевозки пехоты начали заниматься только весной 1918г. (- очевидно, ждали новой трансмиссии от Уилсона).  Тем временем новое требование от армейского командования заключалось в возможности переброски 50(!) человек или 10 тонн полезной нагрузки. Перевозка грузов могла проводиться как внутри корпуса, так и снаружи - часть амуниции можно было закрепить на крыше корпуса за надстройкой. Ещё один вариант предполагал буксировку трех повозок.

Чтобы освободить пространство внутри машины, отказались от спонсонов и основного вооружения (Рис.1045), оставив только два пулемета в лобовом и кормовом листах корпуса – экипаж сократился до 4-х человек: водителя - сидит слева, командира - сидит справа от него (британский танк с левосторонним управлением – специальная адаптации к условиям дорожного движения во Франции), механика и пулеметчика, который мог бы вести огонь через задний люк.

 

http://mailer.fsu.edu/%7Eakirk/tanks/GreatBritain/GB-Mark9-ThePig.jpg

Рис.1045 - Mk IX Heavy Infantry Carrier/ Heavy Transport Tank Mk IX 1918г.

 

     Двигатель Рикардо с радиатором сместили вперед, коробку передач назад. (Рис.1046)

  

Рис.1046 – Схема Mk IX, 1918г.

 

Корпус пришлось существенно удлинить, хотя общие габариты по длине не увеличились, а сократились до 9,72 м. В удлиненной ходовой части разнесли крайние опорные катки и добавили один поддерживающий ролик в корме (ходовая часть на один борт 24 опорных катка). Для обеспечения достаточной жесткости шасси, пол был подкреплен тяжелыми поперечными балками внизу корпуса.

Высота новой машина соответствовала высоте Mk V* - 2,64 м, общий габарит по ширине сократился до 2,64 м (за счет ликвидации спонсонов). Клиренс 0,55 м. 

Такая планировка создавала внутреннее пространство 4 метра длиной и шириной 2,45 м.  При таких объёмах размещение 50 человек было крайне затруднительно, поэтому решили ограничиться только 30 солдатами с полной экипировкой (или десять тонн груза).

Десантное (или транспортное) отделение располагалось между двигателем и коробкой передач в едином пространстве. Для десантников – в количестве 30 чел. - не предусматривались места, люди во время движения вынуждены были следить за вращением вала, работой рычагов коробки передач и заднего хода, так как вал и тяги передач были открыты и находились по центру помещения (Рис.1047).

 

Рис.1047 – Помещение внутри Мк IX.

 

Правда, конструкторы пытались улучшить условия обитаемости машины. Так на крыше был установлен большой глушитель с вентиляторами. В корпусе поместили бак с питьевой водой для экипажа и десанта.

Для удобства погрузки и выгрузки десанта в бортах (вместо спонсонов) были выполнены с каждого борта по две большие овальные двери (открывались вперед по ходу движения). (Рис.1048)

 

Рис.1048 – Большие овальные двери.

 

Вдоль каждой стороны корпуса были восемь лючков, через которые солдаты могли стрелять из карабинов (однако пользоваться лючками во время движения оказалось неудобно), в результате чего получившуюся машину можно считать первый в мире боевой машиной пехоты. Британцы классифицировали новый тип как: armoured personnel carrier (APC).

На крыше рубки установили невысокую надстройку и цилиндрическую командирскую башенку.

Чтобы не ухудшить ходовых качеств машины, которые и без того ожидались невысокими, на Mk IX снизили бронирование лобовой части, бортов и кормы до 10 мм. 

Гусеница, как и на остальных ромбовидных танках, была металлической, крупнозвенчатой с зубовым зацеплением. Ширина трака составляла 521 мм, шаг трака - 194 мм. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась направляющим желобами двумя натяжными роликами с каждого борта. Длина опорной поверхности – 1,83 м, площадь – 9 516 кв. см х 2.

Машина имела массу, вероятнее всего, в 27 т., хотя также указывают массу 37 т. Запас топлива 454 л. Скорость 6,9 км/ч, запас хода 40 км. (по шоссе 68 км).

В июне 1918г. прототип (возможно, это был полноразмерный макет) пехотного транспортера Mk IX Heavy Infantry Carrier/ Heavy Transport Tank Mk IX был утвержден. Тогда же фирме Marshall, Sons & Co. of Gainsborough, Lincolnshire был выдан заказ на постройку 200 таких машин.

 Постройку первого образца, который получил оригинальное название “The Pig” («Свинья») начали в июне 1918 г. и завершили осенью. На испытаниях этот интересный транспортер развивал скорость в диапазоне от 1,3 км/ч до 6,5 км/ч, неплохо преодолевал траншеи шириной до 3,80 метров и имел удельное давление на грунт порядка 1,95 кг/см.кв. Согласно другим данным, максимальная скорость составила 13,5 км/ч, а запас хода - 89 км. В процессе испытаний в конструкцию машины был внесен ряд изменений, одним из которых стала установка глушителя рядом с вентиляторами. Тем не менее, Mk.IX не удалось полностью избавить от всех недостатков, присущих ромбовидным конструкциям. По-прежнему отрицательно сказывалось близкое размещение силовой установки, которая не была отгорожена от десантного отделения, высокая загазованность внутри корпуса и низкая подвижность на местности.

Узнать, достиг ли своей первоначальной цели пехотный транспортер Mk IX - доставлять отряд пехоты в боеспособном состоянии к месту сражения – не удалось. На фронт во Францию попал только один экземпляр, но использовался он в качестве санитарного транспортера.

Серийная постройка машин Mk IX стала возможна, лишь благодаря твердой решимости союзников выполнить «План 1919», который, помимо прочего, предусматривал поставку пехотных транспортеров. До перемирия были полностью готовы две или три машины, собранные в октябре-ноябре 1918г.  Всего было построено 36 пехотных транспортеров типа Mk IX (по иным сведениям, 23 экземпляра). (Рис.1049)

 

Рис.1049 – Шеренга Mk IX.

 

Mk IX стал первой из английских бронированных машин, на которой опробовали возможность установки поплавков для преодоления водных преград. В этом качестве использовались пустые цистерны, укрепленные по бортам и в носовой часть корпуса. Бортовые двери герметизировали прокладками, для подкачки воздуха применялись меха. Движение по воде осуществлялось за счет вращения гусениц, для чего на них установили специальные лопатки. Помимо этого, была смонтирована высокая надстройка, в которой размещалась часть оборудования, а через её крышу были выведены выхлопные трубы (Рис.1050).

 

Рис.1050 – Опытный плавающий транспортер Mk IX, ноябрь 1918г.

 

     На испытания плавающий Mk IX под названием "The Duck" («Утка») поступил в день перемирия 11 ноября 1918 г. (Рис.1051).

 

http://wwi.hut2.ru/tank2/Mk91.jpg

Рис.1051 – Испытания на воде Mk IX, 11.11.1918г.

 

     Тесты, проведенные в Уэльсе на базе в Долли Хилл (Dollis Hill) и на водохранилище Hendon (северо-восток Лондона) были признаны удачными, хотя машина очень слабо управлялась на воде и имела невысокий запас плавучести. Кроме того, подобная конфигурация исключала размещение десанта внутри корпуса и установку мощного вооружения. Прекращение войны в ноябре 1918 года не позволило продвинуть работы в этом направлении дальше. Единственный образец плавающего Mk.IX впоследствии разобрали на металл, но данные, полученные при его испытаниях, затем помогли при постройке более совершенных плавающих танков.

    В целом, Mk IX Heavy Infantry Carrier можно признать первой боевой машиной пехоты (БМП).

* САУ.

Идея САУ активно развивалась во Франции, конкурируя на первых порах с идей танка. Собственно, первые французские средние танки штурмовой артиллерии выросли из идеи САУ и признаются таковыми многими экспертами. Вот, какую роль отводил САУ французский генерал от артиллерии Ф.Эрр: «…Для надлежащего использования тактических свойств каждого рода войск, как артиллерии, так и пехоты, последней необходимо придавать орудия сопровождения. Эти орудия должны быть собственностью пехоты наравне с её пулеметами и танками, они должны жить вместе с ней, двигаться и сражаться в её рядах, быть достаточно защищены, чтобы иметь возможность передвигаться под градом пуль». Именно на шасси средних танков штурмовой артиллерии французы стали строить САУ – но только на базе Saint-Chamond, Шнейдер французами для этих целей не использовался.

Возможно, первым шагом в этом направлении следует считать попытку установки на серийный Saint-Chamond 120-мм орудия. (Рис.1052)

 

Рис.1052 – Экспериментальное 120-мм САУ на базе танка Saint-Chamond.

 

Машина со столь крупным орудием на шасси Saint-Chamond по своим тактическим возможностям, скорее, смотрелась как САУ, чем танк.

Видимо, в 1917г. военные обратились к FAMH (St.Chamond) для изучения проблемы разработки САУ на шасси «Сен-Шамон». Технический директор FAMH Col. Emile Rimailho разработал САУ на шасси танка St Chamond со 120-мм пушкой St Chamond, установленной в задней части корпуса. (Рис.1053)

 

Рис.1053 – 120-мм САУ «Сен-Шамон», 1917г.

 

САУ был испытан в 1917 году, но военным не понравился.

Следующая САУ была оснащена уже 220-мм орудием – вес снаряда 100 кг, дальность стрельбы 13,5 км.  (Рис.1054)

 

Рис.1054 – 220-мм САУ «Сен-Шамон», 1918г.

 

Т.к. орудие на шасси занимало почти все место, решили использовать сразу два шасси: одно для транспортировки орудия, а другое – для перевозки снарядов и орудийного расчета.  (Рис.1055)

 

Рис.1055 – Артиллерийский комплекс на базе двух шасси «Сен-Шамон».

 

В январе 1918г. шасси тестировали без орудия, нагрузив балластом. В апреле 1918-го установили орудие и в мае в Бурже провели полноценные испытания, после которых САУ направили на фронт севернее Вердена, где в июле 1918г. 220-мм САУ на шасси «Сен-Шамон» приняла участие в реальных боевых действиях. Армия высоко оценила эту САУ, в сентябре 1918г. Фош заказал 75 таких комплексов. В ноябре в связи с перемирием заказ был отменен.

На удлиненном шасси «Сен-Шамон» монтировали и длинноствольную 220-мм гаубицу Canon de 220mm L Mle1917 Schneider. (Рис.1056)

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/france/gpf194/famh_schneider_220mm_c1.jpg

http://aviarmor.net/tww2/photo/france/gpf194/famh_schneider_220mm_1m.jpg

Рис.1056 – САУ под 220-мм длинноствольную гаубицу.

 

Пишут, что орудие могло наводиться по горизонту в пределах 20°. Данная САУ оснащалась 6-цилиндровым бензиновым двигателем Duesenberg мощностью 225 л.с., что сообщало машине скорость 8 км/ч. Эта САУ была построена в единственном экземпляре, в 1940г. ее захватили немцы, но не использовали.

Еще один проект адаптации шасси «Сен-Шамон» под САУ – установка 280-мм мортиры TR Schneider (Рис.1057).

 

Рис.1057 – 280 mm TR Schneider мортира обр.1914г.

 

2 марта 1918г. фирма «Сен-Шамон» рапортовала, что работы по 280-мм САУ идут полным ходом. Комплекс также имел два шасси, одно – с орудием, другое – машина снабжения.  (Рис.1058)

 

Рис.1058 – 280-мм САУ.

 

Был сделан заказ на 25 таких систем. В октябре 1918г. фирма «Сен-Шамон» сообщила, что первые комплексы будут поставлены в апреле 1919г.

На САУ пытались установить и 194-мм пушку. Во французских военно-морских арсеналах имелись большие запасы 194-мм боеприпасов к 194 mm GPF пушке, разработанной Filloux. (Рис.1059)

 

Canon 155 long GPF 1

Рис.1059 - Lieutenant-Colonel LJF Filloux, считается одним из лучших французских разработчиков тяжелых артиллерийских орудий времен Первой мировой.

 

      В 1917г. Filloux предложил приспособить свои орудия для сухопутных баталий. Первоначально планировали сформировать один полк – 36 буксируемых 194-мм орудий, но после разработали программу на 150 буксируемых орудий и 50 САУ на шасси «Сен-Шамон».

В феврале 1918г. на «Сен-Шамоне» приступили к разработке проекта 194-мм САУ. (Рис.1060)

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/france/gpf194/gpf_194_s1.jpg

Рис.1060 – 194-мм САУ.

 

2 марта 18-го года последовал официальный заказ на 50 таких САУ. До перемирия армия не получила ни одной подобной САУ. Все 50 комплексов (2 шасси в каждом) поступили во второй половине 1919г.

Все 25 280-мм САУ и 50 194-мм САУ в 1919г. были сведены в 184 полк RALT (Regiment de Artillerie Lourdes à Tracteur) в Валансе. Эти САУ содержались на ходу вплоть до начала WWII. В начале новой мировой войны полк был мобилизован, его САУ обстреливали противника, начиная с зимы 1940г., а, возможно, и ранее.  (Рис.1061)

 

Рис.1061 – 194-мм САУ ведут огонь по противнику, 1940г.

 

В ходе немецкого наступления в мае 1940г. часть САУ были выведены из строя французами, а часть досталась немцам в качестве трофеев и активно применялась ими в России, в Италии и во Франции. (Рис.1062)

 

Рис.1062 – Вверху – захваченные немцами: слева – САУ с 220-мм длинноствольным орудием, справа - 194-мм САУ. В середине 194-мм САУ на службе вермахта в России.

По крайней мере, 3 таких штуки обстреливали Санкт-Петербург в 1941-1944гг.

Внизу - брошенная немцами 194-мм САУ в Италии.

 

В германской армии французские 194-мм САУ получили обозначение 19.4cm Kanone 458(f) auf Selbstfahrrlafette. Сведений об использовании немцами 280-мм САУ нет – видимо, они достались немцам в неисправном виде.

Еще одно детище Filloux – 155mm GPF орудие (Рис.1063) также было решено поставить на гусеничное шасси «Сен-Шамон».

 

Рис.1063 – 155-мм гаубица.

 

В начале 1918г. поступила заявка на разработку 155-мм САУ на шасси «Сен-Шамон». В сентябре 1918гг. последовал заказ на 130 таких САУ. До перемирия не был построен даже прототип, и заказ отменили, однако один опытный образец появился все же в начале 1919г. (Рис.1064)

 

Рис.1064 -155-мм САУ.

 

К шасси «Сен-Шамон» в качестве САУ присматривались и американцы, которые вступили в войну без тяжелой артиллерии.

В 1917г. США купили лицензию на производство французских 155-mm GPF гаубицы, 280-мм (240-мм) TR Schneider мортиры и английской 8-inch гаубицы.

Кроме прочего, американцы получили чертежи шасси «Сен-Шамон». На основании этих чертежей в 1918г. по заданию Ordnance Dept Армии США на Рок-Айлендском арсенале был построен комплекс для модифицированной 280-мм мортиры – 240-мм гаубицы. Как и у французов, американский комплекс состоял из двух шасси, одно - для транспортировки орудия, другое шасси применялось в качестве машины снабжения или загрузочной тележки. Шасси получило название Caterpillar Mark IV (сама САУ называлось Mark IV, машина снабжения - Mark IVА) и имело 6-ти цилиндровый 150-ти сильный двигатель Van Blerk, 70 кВт 400В генератор General Electric. Конструкция развивала скорость до 9 миль в час (14 км в час). Машина снабжения имела кран для подъема снарядов.  (Рис.1065)

 

Рис.1065 – Американский комплекс для 240-мм САУ на шасси по чертежам «Сен-Шамон».

 

Комплекс тестировался в Абердине, штат Мэриленд в 1920-21гг. Дальнейшая программа по САУ в США была прервана в 1923г. по финансовым соображениям, хотя официально выдвигалась причина, что: «самоходки не предложили никаких преимуществ перед буксируемыми пушками».

В Штатах в 1917г. пытались использовать под САУ шасси танка отечественной разработки HGET. Пишут, что в рамках сотрудничества союзников компания Холта разработала самоходную артиллерийскую установку на базе шасси танка HGET, которая, вроде бы, получила обозначение Holt 55 (Рис.1066).

 

Рис.1066 – Шасси Holt 55.

 

САУ под 3-дюймовое орудие, имевшая радиус действия 5,5 км, назвали Holt 55 (3-inch gun) (Рис.1067).

 

Рис.1067 - САУ Holt 55 (3-inch gun), 1917г.

 

 При массе 10240 кг САУ, оснащенная 110-сильным двигателем могла передвигаться со скоростью всего 8 км/ч по шоссе. Некоторые считают, что конструкция ходовой Holt 55 является улучшенной версией ходовой, на которой построили HGET. Шасси состояло из следующих элементов: 10 опорных катков, сблокированных в две тележки (каждая оснащалась двумя вертикальными пружинными рессорами), четыре жестко закрепленных поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Гусеница крупнозвенчатая, со стальными траками. На вооружение САУ не приняли по причине низкой мобильности. Был построен единственный прототип.

Еще одним французским танковым шасси, послужившим базой для разработок САУ, было шасси легкого танка «Рено».

Опыты с длинноствольной 75-мм пушкой на базе «Рено» вели к созданию САУ. САУ должны были решать задачи контрбатарейной и противотанковой борьбы. К маю 1918г. пришли к выводу, что для установки на шасси Renault FT годятся длинноствольная 75-мм полевая пушка обр.1897г. и 105-мм гаубица обр.1913г.

В конце августа Ставка ознакомилась и одобрила предварительные предложения по разработке САУ на платформе «Рено». 3 сентября была сформулирована спецификация на САУ с длинноствольной 75-мм пушкой при 100 снарядах, с экипажем из 4-х человек, общей массой 5-6 тонн.

Однако на «Рено» первый прототип подобной САУ (Рис.1068) был построен еще в августе и 18 сентября передан на официальные испытания в Бурже. 

 

Рис.1068 – Первый прототип 75-мм длинноствольной САУ, осень 1918г.

 

Представленная конструкция не вполне отвечала спецификации, например, САУ имела на борту только 40 зарядов. Смущало неудобное размещение экипажа, а главное ограниченное наведение орудия в вертикальной плоскости (от -4° до +24°). Образец военными был забракован.

Второй вариант смотрелся убедительнее – орудие было сориентировано прямо по курсу (Рис.1069).

 

Рис.1069 – Второй вариант 75-мм САУ.

 

По вертикали орудие наводилось от -8° до + 40°.  Вместимость боеприпасов 120 патронов. Этот прототип был построен 9 октября 1918г. – в серию не пошел.

Последний вариант 75-мм САУ (Рис.1070), появившийся также в октябре 18-го имел значительные отличия от предшественников.

 

Рис.1070 – Третий вариант 75-мм САУ.

 

Видно, что шасси «Рено» подверглось глубокой переделке. Двигатель занял неожиданное передне-центральное положение. Экипаж прикрыт бронелистами. Появился пулемет Hotchkiss MG, видимо, для обороны от пехоты. Орудие по вертикали наводилось от -5° до +41°, а по горизонтали могло отклоняться на 11° от траверса. САУ несла на борту 90 снарядов.

Помимо 75-мм САУ на «Рено» была предпринята попытка разработать 105-мм САУ (Рис.1071).

 

Рис.1071 – 105-мм САУ на шасси «Рено», 1918г.

 

Для обслуживания САУ проектировалась также своя машина снабжения на шасси «Рено» (Рис.1072).

 

Рис.1072 – Машина снабжения САУ.

 

Здесь водитель занимал центральное положение, а спереди имелось купе для снарядов размером 1,05 м х 1,5 м х 0,9 м.

Однако ни одна САУ на базе «Рено» не увидела массового производства. У САУ «Рено» оказался влиятельный противник - General Herr, Inspector General of Artillery (генеральный инспектор артиллерии). Он считал, что орудие, буксируемое трактором вполне достаточное решение. Ему удалось убедить в своем мнении главнокомандующего Петена. 6 ноября 1918г. программа САУ на платформе «Рено» была заморожена. Впрочем, уже после войны в декабре 1918г. некоторые высокопоставленные военные, например, General Sainte-Claire Deville, Inspector General of Ordnance (генеральный инспектор вооружений) пытались реанимировать тему, но уже слишком поздно – новинки на базе «Рено» более никого не интересовали.

Попытка создания САУ на базе «Рено» была предпринята и в Италии.

В конце 1918г. инженер Bennicelli предложил на шасси пушечного танка Рено (№66947), полученного от французов, сделать самоходное 105-мм орудие. (Рис.1073)

 

 ​Renault FT на заводе Ansaldo в ходе переделки из танка в САУ. Параллельно изучалась конструкция машины - Лучший клон Renault FT | Warspot.ru

Рис.1073 - Renault FT-18 на заводе Ansaldo в ходе переделки из танка в САУ.

 

105-мм короткоствольная гаубица устанавливалась по ходу назад, однако для транспортировки боеприпасов к ней места уже не хватало. Проект был выполнен на заводе Ansaldo.  (Рис.1074)

 

​Semovente da 105/14, первая итальянская САУ на танковой базе - Лучший клон Renault FT | Warspot.ru

Рис.1074 – 105-мм САУ на шасси Renault FT, 1919г.

 

     В апреле 1919г. Semovente 105/14 демонстрировалась в присутствии короля на Стадио -ди-Рома. Армия планировала закупить 12 штук таких самоходок, но эти планы не были реализованы.

     * СЗУ.

Немцы, видимо, первыми задумались о создании гусеничной СЗУ (ЗСУ). На своем шасси “A7V” они установили зенитные орудия (Panzerflak) (Рис.1075).

 

Рис.1075 - A7V Flakpanzer.

Испытание опытной «самоходной зенитной батареи» на шасси “A7V” с двумя 76-мм пушками.

 

* Машины снабжения.

В марте 1917г. на конференции в Бирмингеме помимо экспериментальных танков на базе первых ромбов были продемонстрированы машины, переделанные из серийных танков в иные тактические типы – танки снабжения (Supply Tank) или тендеры, и радиотанки (Wireless Tanks).  (Рис.1076)

 

Рис.1076 – Высокопоставленная особа интересуется тендером.

 

Базой для первой танковой машины снабжения послужил Mk I. Суть переделки заключалась в том, что из спонсона удалялось вооружение, амбразуры заделывались, и внутренний объем спонсона превращался в грузовой отсек. (Рис.1077)

 

Рис.1077 – Вверху Mk I со снятыми спонсонами, внизу - машина снабжения на базе Mk I, 1917г.

 

     Грузоподъемности такого тендера хватало для снабжения пяти боевых танков.

Массовая переделка танков Mk IMk II в машины снабжения началась в мастерских Танкового корпуса в марте- апреле 1917г. Первый случай массового применения танков тендеров (сразу 14 шт.) фиксируется у Мессин в июне 1917 года. Финальный эпизод службы машин снабжения на базе Mk I- Mk II – во время третьего сражения при Ипре (21 июля – 6 ноября 1917г.).  (Рис.1078)

 

Рис.1078 – Машины снабжения или тендеры на базе Mk II.

 

Довольно много машин снабжения построили на базе Mk IV (как правило, вместо «самок») - из 1220 шасси 205 переоборудовали в тендеры/танки снабжения (Рис.1079).

 

http://en.academic.ru/pictures/enwiki/77/Mark_IV_supply_tank_AWM_C04889.jpeg

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/heavy_tank_mk4/mk4_7.jpg

Рис.1079 – Машина снабжения или тендер на базе Mk IV.

 

Тендеры на базе Mk IV активно использовались англичанами в боях с применением танков до конца Первой мировой войны.

Во Франции для машин снабжения использовали и шасси Шнейдер, и шасси «Сен-Шамон».

В апреле 1917г. началась поставка танков снабжения (Le Char Kesson) – варианта «Сен-Шамон» без вооружения, для подвоза грузов танковым подразделениям. Машины снабжения на базе «Сен-Шамон» получали путем переделки серийных танков – с них снимали вооружение, заделывали амбразуры, могли срезать крышу. (Рис.1080)

 

Рис.1080 – Варианты французских машин снабжения.

 

Немцы изначально предполагали использовать часть шасси “A7V” для целей снабжения – Überlangwagen (гусеничные транспортеры). Большую часть машины занимала огороженная бортами грузовая платформа (Рис.1081).

 

https://sun9-1.userapi.com/c855020/v855020201/5de18/_TxdL7So_1M.jpg

https://sun9-25.userapi.com/c855020/v855020201/5de2a/1ke34hOKvVY.jpg

 

Рис.1081 – Гусеничные транспортеры на шасси “A7V”.

 

Борта могли наращиваться, машина возила с собой брезентовый тент. Передний и задний края платформы также далеко выдавались за гусеничный обвод, а посередине ее возвышалась крытая рубка с двигательным отсеком и кабиной водителя. Дабы при движении по дорогам машина не обрывала телеграфные провода, вдоль бортов крепились дугообразные скобы. На машину могли устанавливаться прожекторы – по одному под платформой спереди и сзади и два поворотных под потолком рубки. Трактора-транспортеры использовались вместе с полубронированными грузовиками для снабжения войск в боевой зоне и в качестве артиллерийских тягачей (Artilleriezugmaschine). (Рис.1082)

 

Картинки по запросу a7v танк

Рис.1082 – Транспортеры снабжения на шасси “A7V”.

 

     В 1918г. немцами на базе легкого танка LK-II прорабатывался вариант машины снабжения. На шасси LK-II планировалось установить новый корпус, со смещенным вперед отделением управления и небольшой грузовой площадкой на корме (Рис.1083).

 

Рис.1083 - Проект машины снабжения на шасси LK-II, 1918г.

 

     Также предполагалась установка одного пулемета в лобовом элементе надстройки корпуса.

* Радиотанки.

Второй новинкой на конференции в Бирмингеме выступала машина-танк, снабженная радиостанцией (Рис.1084).

 

 

Рис.1084 – Высокопоставленная особа интересуется «радиотанком».

 

В одном спонсоне «радиотанка» (Wireless Tanks) размещали радиостанцию с аккумуляторной батареей, в другом оборудовали место радиста. На рубке крепили мачту, удерживаемую растяжками, на которой натягивали антенну (Рис.1085).

 

http://wwi.hut2.ru/tank/GB-MkI-Wireless.jpg

Рис.1085 – Радиотанк на базе ромба.

 

Англичане экспериментировали с разными вариантами антенн, пытаясь сделать их конструкцию менее громоздкой. В радиотанки переделывали Mk II и, возможно, Mk IV. Вероятно, в составе Танкового Корпуса действовало около десятка «радиотанков». Однако первые «радиотанки» - 6 шт. - были оснащены довольно громоздкими антеннами, которые в боевых условиях мешали передвижению машин по полю боя. Вероятно, имелись претензии и к качеству связи, поэтому, в конце концов, все первые «радиотанки» постепенно стали обслуживать ВВС в качестве наблюдательных пунктов. Эти машины были размещены в различных пунктах вдоль линии фронта и с помощью их станций наблюдатели ВВС оповещали расположенные поблизости противоаэропланные батареи о приближении вражеских самолетов. Прорыв произошел, когда появилась более компактная аппаратура, которая допускала относительно большой радиус действия при небольших мачтах. Фуллер пишет, что каждая бригадная рота связи получила по 8 новых беспроводных аппаратов связи – в принципе, их могли установить на базе Mk IV – максимально на 32 «радиотанка», однако часть радиостанций планировали возить на повозках. Обучение на новой аппаратуре завершилось только к августу 1918г.

Французы также скоро осознали необходимость радиофицированных машин в боевых построениях танков. В конце октября 1917г. в качестве опыта, признанного успешным, создали по 2 «радиотанка» из серийных «Сен-Шамонов» и «Шнейдеров» (машины при этом разоружались). Когда появились «Рено», то решили спроектировать специальную машину, отказавшись от кустарных «переделок».

10 декабря 1917г. была представлена готовая модель «радиотанка» Char TSF (Telegraphie Sans Fit – «беспроволочный телеграф») (Рис.1086).

 

Рис.1086 – «Радиотанк» Renault FT 17 Signal или TSF, 1917г.

 

Масса «радиотанка» достигала 7 т, толщина брони, скорость и запас хода одинаковы с базовой машиной. Эта машина имела неподвижную прямоугольную рубку, в которой находилась радиостанция, а также водитель, наблюдатель и радист - экипаж машины. (Рис.1087)

 

Рис.1087 – Экипаж TSF.

 

     Проволочная антенна натягивалась между выдвижной мачтой на рубке и рамкой на конце «хвоста» (Рис.1088).

 

Рис.1088 – TSF с натянутой антенной, 1918г.

 

    Радиосвязь достигала 80 км. В каждой танковой бригаде «радиотанки» находились в ведении специального офицера службы связи и использовались в интересах, как танковых подразделений, так и пехотных дивизий, с которыми они взаимодействовали. Машины TSF успели принять участие в боевых действиях (Рис.1089).

 

 

http://po2260.perso.sfr.fr/FT17/FT17-radio04.jpg

Рис.1089 – Вверху - радиотанк TSF 503 танкового полка. Внизу - радиотанк в танковой колонне.

 

     Из-за не очень надежной радиостанции, которая выходила из строя и быстро теряла настройку, радиотанки «Рено» TSF в войсках не любили.

Было заказано 200 (по некоторым сведениям, 300) подобных машин из расчета по одной единице на батарею средних танков (4 линейные машины) и по одной на танковый батальон легких танков (45 линейных машин). К 1921г. на вооружении французской армии состояло 188 шт. «радиотанков». Не менее 1 машины было потеряно в бою (Рис.1090), некоторое количество радиотанков было передана американцам, 1 TSF в 1920г. был продан в Бразилию, таким образом, построенное количество машин этой модификации может достигать 190 - 200 единиц.

 

Рис.1090 - Захваченный немцами радиотанк TSF, 1918г.

 

6 радиотанков TSF в 1923-1924гг. было поставлено в Польшу.

Американцы на базе своего легкого танка М1917 (аналога «Рено» FT) произвели 50 шт. радиотанков (Рис.1091).

 

Рис.1091 – Американский радиотанк на базе М1917.

 

Пишут, что у американских радиотанков размер рубки был увеличен по сравнению с французскими. В 1920-е американцы на одном из радиотанков провели ряд экспериментов включая установку сигнального оборудования. (Рис.1092)

 

Рис.1092 – Американский TSF с сигнальным оборудованием.

 

Немцы на шасси “A7V” также разработали вариант радиофицированного танка. В отличие от союзнических «радиотанков» «связной танк» немцев выглядел, как настоящий командный узел. Машина оснащалась радиостанцией с поручневой антенной на крыше корпуса, имела вооружение - два пулемета. Экипаж ее составлял 11-13 человек, включая радистов и наблюдателей. Проект не был реализован.

* Командирские танки.

Идею командирских танков предложил Эстиенн. Правда, первоначально он представлял себе такую машину, как более маневренную, но также хорошо вооруженную, как линейные танки. Главной задачей такого танка было, быстро маневрируя, появляться на проблемных участках и исправлять ситуацию. Однако под напором технических и иным материальных обстоятельств эта идея раздробилась на несколько тактических типов. Один из них – «радиотанки», другой – командирские машины/машины связи.

Во французской армии в качестве командирских машин использовались обычные «Рено» FT, с которых иногда снимали вооружение, оставляя открытой амбразуру башни – получался подвижный наблюдательный пункт. Американцы поступили также. Рено FT-17 попросту разоружался и на нем разъезжал офицер-порученец – так получался «командирский» или «связной» танк. (Рис.1093)

 

Рис.1093 – Американский офицер-порученец передает приказ «полевому» командиру, прибыв на разоруженном «Рено».

 

* Транспортеры орудий.

На конференции в Бирмингеме весной 1917г. также впервые был представлен транспортер орудий (Рис.1094).

 

Рис.1094 – Осмотр экспонатов высокопоставленными особами. На переднем плане транспортер орудий. Конференция в Бирмингеме, 3-4 марта 1917г.

 

Разработка транспортера артиллерийского орудия Gun Carrier Mark I началась еще в июне 1916г.

К 1916г. стало очевидно, что любое успешное наступление может быть легко сорвано противником, если за наступающими частями не следует артиллерия. Инженер компании Metropolitan Carriage (предприятие в то время развертывало производство Heavy Tank Mk I) по фамилии Грегг (Gregg) предложил проект машины для перевозки 127-мм пушки или 152-мм гаубицы, используя узлы и агрегаты Heavy Tank Mk I. Танковое шасси доставляло орудие со снятыми колесами на новые позиции, где его выгружали и вновь ставили на штатные колеса, т.е. орудие не вело огонь с борта транспортера, хотя теоретически допускалось, что 152-мм гаубица могла вести огонь непосредственно с платформы Gun Carrier. Т.е. новая машина не являлась собственно танком, но танковое шасси выступало средством доставки артиллерийского орудия. 

Проект первого прототипа конструкции (Рис.1095) был утвержден 5 июня 1916г., реальные работы начались с июля того же года.

 

Рис.1095 - Схема устройства «транспортера орудий»:

1 – двигатель, 2 – главное сцепление, 3-гусеничный обвод, 4 – дифференциал, 5,6 – шестерни первичного вала бортовой коробки передач, 7,8 – шестерни вторичного вала, 9 – шестерня бортовой передачи, 10 – ведущее колесо, 11 – колесной «хвост» (впоследствии устранен), 12-шкиф лебедки, 13 – крановая стрела, 14 – рубки управления, 15 – вывешенные на бортах колеса артиллерийского лафета.

 

Однако процесс создания Gun Carrier сильно затянулся. Первый прототип был готов к испытаниям только 3 марта 1917г (Рис.1096).

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/gb/GC/guncarrier_1.jpg

Рис.1096 - Gun Carrier Mark I, март 1917г.

 

Масса машины составляла 25,4 т без груза и 34 т с полной загрузкой. Габариты: высота - 2,85 м; длина - 9,1 м без хвоста, 10,8 м с хвостом; ширина - 3,4 м; клиренс - 0,42 м. Бронирование 8 мм. Вооружение 1 пулемет Гочкис (2000 патронов). Скорость 5,9 км/ч.

Машина не имела характерного ромбовидного обвода гусеницами всего корпуса – его значительно понизили, гусеничный обвод приобрел форму вытянутого ромба.  

На корме под прямоугольной надстройкой скрывался Daimler 105 л.с. вместе с трансмиссией Mark I, установленной наоборот. Т.е. силовой блок перенесли в корму и «перевернули» – двигатель позади дифференциала и коробки передач, так что не пришлось менять цепную передачу. В корме выполнили две овальные двери.

Первоначально танк транспортер снабдили упрощенным колесным «хвостом», а у водителя установили штурвал, но от хвоста быстро отказались.  (Рис.1097)

 

 

Рис.1097 - Gun Carrier Mark I без хвоста.

 

Спереди находилась открытая площадка, на которой крепилось перевозимое орудие. С помощью откидной аппарели (Рис.1098), салазок с роликами и лебедки с приводом от двигателя орудие с лафетом втаскивалось на платформу, колеса лафета снимались и вешались на борта.

 

Рис.1098 – Спереди хорошо видна откидная аппарель.

 

Свободное место заполнял боекомплект (без орудия можно было загрузить до 130 выстрелов). Имелась поворотная крановая стрела.

 Экипаж транспортеров (GC – «Gun Carrier») состоял из четырех человек (в русскоязычных источниках пишут 5 чел.): командир, водитель и два помощника водителя - управление машиной, как и на первых ромбах, требовало усилий 3-4 человек. Водитель и командир (оператор) размещались в одноместных кабинах по бортам над гусеницами, остальной экипаж и груз – на платформе. На борту размещался также расчет транспортируемого орудия.

После испытаний новой машины, на заводе Kitson & Co. в Лидсе был размещен заказ на 50 машин - решающую роль сыграла отменная для того времени грузоподъемность. Транспортер мог одновременно перевозить на своей грузовой платформе 10 т груза и тянуть волокушу массой до 22,4 т.

Поставки в армию начались в июне 1917г. и закончилась в июле того же года. 9 июля 1917г. в Лидсе сформировали первую роту транспортеров тяжелых артиллерийских орудий под командой лейтенанта Брауна. Всего же было сформировано две роты Gun Carrier Companies, каждая по 24 машины. Два транспортера переделали. Один превратили в ремонтно-эвакуационную машину с бронированной кабиной экипажа, подъемным краном на платформе, лебедкой, анкерным приспособлением для упора в грунт (Рис.1099).

 

File:British Salvage Tank November 1917 IWM Q 46934.jpg

Рис.1099 – Кран на базе Gun Carrier Mark I, 1917г.

 

     Еще один транспортер переделали в самоходный экскаватор с открытой поворотной платформой. В обоих случаях передние кабины снимались.

Первый транспортер доставили на континент накануне сражения у Ипра и испытали во Фландрии. Боевая служба их началась в июне 1917 года. Однако транспортеры орудий никогда не были использованы по своему прямому назначению и применялись как машины снабжения - «тендеры», заменяя 291 носильщика (Рис.1100).

 

http://aviarmor.net/tww2/photo/gb/GC/GC%20Harvich.jpg

 

Рис.1100 - Gun Carrier Mark I в роли машины снабжения, 1917г.

 

Транспортеры орудий сыграли значительную роль в качестве машин снабжения, особенно при подготовке Амьенской операции в начале августа 1918г.

Правда, Фуллер пишет, что рота по перевозки орудий №2 однажды все же перемещала 6-дм гаубицу с боевыми целями. В ночное время, гаубица, возимая транспортером, выпускала 2-3 снаряда и немедленно меняла позицию – видимо, это был эксперимент. Кроме того, при помощи транспортеров орудий было проведено несколько газовых атак.

В начале 1917г. прорабатывался (by Wilson and Gregg) улучшенный вариант Gun Carrier Mark II, который мог бы перевозить орудие в задней части корпуса. Новая машина базировалась не на Mk I, а на новейший Mk V. (Рис.1101)

 

Рис.1101 – Деревянный макет Gun Carrier Mark II.

 

Новый транспортер создавался для перевозки 5-inch или 6-inch гаубиц. Главным отличием от предшественника казалась возможность перевозить орудие в задней части корпуса.

Двигатель, трансмиссия перешли от Mk V без изменений. Корпус сделали несколько более широким до 26.5 inch, убрали спонсоны, заменив их широкими дверями. Орудие помещалось на буксируемых пандусах. При помощи лебедки пандусы поднимались над землей. Лебедка приводилась в движение от планетарной коробки передач. Внутри корпуса помещалось 70 зарядов к орудию. Проект не рассматривался и далее деревянного макета дело не пошло.

Пишут, что во Франции также пытались создать машину концептуально схожую с британским артиллерийским транспортером. Инженеры фирмы Delaunay-Belleville, которая в 1918г. была подключена к программе строительства легких танков Renault FT-17, на базе Renault FT разработали артиллерийский тягач для 155-мм гаубицы Canon de 155 C mle.1917 Schneider. Согласно концепции, гаубица перевозилась прямо в тягаче, откуда даже имелась возможность вести огонь. В октябре 1918 года машина была представлена на испытания, но в серию не пошла: кончилась война.

* Ремонтно-эвакуационные машины.

Техническая ненадежность первых танков и большие потери их от огня вражеской артиллерии выпукло обозначили необходимость специальных машин для эвакуации танков с поля боя или оказания технического ремонта на марше. В наше время такие машины классифицируют, как БРЭМ.

Англичане эвакуацию машин с поля боя зачастую осуществляли танками-тендерами или другими танками. Некоторые линейные танки англичане превращали в специальные ремонтно-эвакуационные машины (Рис.1102), дополнительно устанавливая на них краны (вооружение, разумеется, снималось).

 

Рис.1102 – «Танк-мастерская» со стрелой.

 

     Французы использовали для таких целей переделанные «Шнейдеры» (Рис.1103).

 

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/schneider_ca1/schneider_arv_1.jpg

Рис.1103 – Танк СА1, переделанный в ремонтно-эвакуационную машину.

 

     На фото выше машина находится на двухосном прицепе-транспортере с откидной аппарелью, буксировавшийся трактором, система была специально разработана для транспортировки французских средних танков по обычным дорогам. (Рис.1104)

 

Рис.1104 - Двухосный прицеп-транспортер под средние танки СА1.

 

Немцы не успели подойти к вопросу организации эвакуационной службы на должном уровне.  (Рис.1105)

 

Рис.1105 – Без лебедки - никак.

 

* Инженерные машины.

К инженерным машинам относим: строительные машины - бульдозеры, траншейные экскаваторы (землеройные машины), подъемные краны, мостоукладчики, танки-тральщики, машины постановщики дымовой завесы. По современным представлениям эти машины попадают в нишу бронированных инженерных машин (БИМ).

Выше уже упоминалась, что англичане строили бронированные строительные машины на шасси транспортера орудия Gun Carrier Mark I. На базе Mk V и Mk V* также строились танки-буксиры землеройных механизмов для полевых фортификационных работ. Экспериментировали британцы и с шасси танка Mk V**.

Шасси танков с широкими траками Mk V**, казалось, наиболее подходили для разработки специальных инженерных машин. Два Mk V** передали в Королевский инженерный корпус. Королевские саперы в опытном порядке построили несколько вариантов специальных машин, необходимость в которых для молодых танковых частей стала очевидной. Они имели одинаковую основу: на крыше танка монтировали силовой гидроцилиндр и рамы с блоками. У «танка-моста» (Рис.1106) также подвешивался надвижной колейный мост, шарнирно укрепленный на треугольном трубчатом каркасе в передней части танка.

 

Рис.1106 – Мостоукладчик на базе Mk V** (AVRE).

 

Заметим, что первоначально предлагался другой вариант мостового танка – танк с мостом на крыше должен был спускаться в ров или широкий окоп. Малая жесткость корпусов ромбовидных танков не позволила реализовать этот проект, хотя к самой идее возвращались позже неоднократно.

Второй Mk V** переделали в танк минный тральщик. На крыше танка смонтировали силовой гидроцилиндр и три рамы с блоками, образующими полиспаст, на лобовой части – А-образную стрелу с блоком, через который перекидывалась цепь. У «танка-трала» на цепи подвешивался тяжелый железный каток, подрывавший мины за счет высокого удельного давления на грунт (Рис.1107).

 

http://wwi.hut2.ru/tank2/MarkVMi.jpg

Рис.1107 – Танк-трал на базе Mk V** «самка».

 

Был и другой вариант танка минного тральщика, оснащенного магнитным минным тралом.  (Рис.1108)

 

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/gb/heavy_tank_mk5/mk5_tral_1918.jpg

Рис.1108 – Танк с магнитным минным тралом на базе Mk IV.

 

        Французы для целей разминирования приспособили свои Renault FT (Рис.1109).

 

http://1.bp.blogspot.com/-5eKdiFneAAw/Uf9DJkzlrII/AAAAAAAAGvs/gcgtmv9T_M8/s320/fra-chardemineur-FT17.jpg

Рис.1109 - French Char demineur.

 

К инженерным машинам можно отнести и вариант Renault FT, оснащенный специальным ковшом, в котором, например, можно было транспортировать фашины. (Рис.1110)

 

http://4.bp.blogspot.com/-BgTvV0CMDw4/Uf9B99wQvyI/AAAAAAAAGvY/h8w5HpgyBfQ/s320/fra-charfascineFT18.jpg

Рис.1110 - Renault FT, оснащенный специальным ковшом.

 

Кроме того, на базе Renault FT в разные годы создавались «прожекторные танки» и даже снегоочистители. (Рис.1111)

 

http://2.bp.blogspot.com/-cSdpqEz5sp0/Uf9ChWPF3zI/AAAAAAAAGvg/YPh0DuWhk5o/s320/fra-charprojecteur-FT17.jpg http://2.bp.blogspot.com/-tCBA9RLaBEI/Uf9DJgyuW-I/AAAAAAAAGvo/ZKba-CDT2sI/s320/Fra-FT17-snowplow.JPG

Рис.1111 – Слева French Char projecteur (прожектор закреплен на башне танка, следовательно, можно допустить, что прожектор мог вращаться на 360°). Справа – шасси Renault FT превращено в снегоотиститель.

 

Немцы часть своих Überlangwagen (гусеничные транспортеры) на шасси “A7V” также переделали в траншейные экскаваторы (Schützengrabenbagger) и бульдозеры.

Много позже Первой мировой войны, в 1928г. в Польше на шасси Renault FT-18, сняв башню, установили специальное оборудование, получив таким образом машину для постановки дымовой завесы. (Рис.1112)

 

Рис.1112 – Дымозавесчик (Czolg dymotworczy) на шасси Renault FT-18, 1928г.

 

Для создания дымозавесчика была удалена башня и установлено оборудование для дымовой завесы. Машины такого типа называли также «химическими танками», поскольку агрегат для постановки дымовой завесы в принципе годился и для распыления отравляющих веществ.

* Тягачи-транспортеры.

В 1916-1917гг. во Франции активно развивалась идея артиллерийского трактора, которая соперничала с идей танка. Действительно, в то время важной задачей выглядело мобильное перемещение артиллерийских орудий вслед за наступающей пехотой, а неуклюжая конструкция первых танков не вселяла больших надежд на них на поле боя. Важным сторонником этой идеи выступал главнокомандующий французской армии в начале 1917г. генерал Нивель. (Рис.1113)

 

Рис.1113 - Робер Жорж Нивель (Robert Georges Nivelle) 15 октября 1856г. - 22 марта 1924г. Французский генерал, один из главнокомандующих французской армией во время Первой мировой войны (зима – весна 1917г.). Отдавал предпочтение строительству артиллерийских тракторов, нежели строительству танков.

 

Еще до выхода первых французских танков на поле боя, в 1916г. на базе танка Schneider CA1 разработали проект т.н. артиллерийского тягача Schneider CD. (Рис.1114)

 

http://www.tanks-encyclopedia.com/wp-content/uploads/2017/04/schneider-CD_grey-1-640x311.png

Рис.1114 - Schneider CD.

 

На артиллерийском тягаче Schneider CD использовалась таже ходовая часть и моторно-трансмиссионная группа, что на танке Schneider CA1. Машина не имела бронированного корпуса и вооружения. В передней части находилась кабина. В кабине помещался экипаж из 4-х человек – двое из них (один водитель) имели места, а еще двое пристраивались как-нибудь, например, на ящиках. (Рис.1115)

 

Картинки по запросу танк СА2

Рис.1115 – Вид на кабину с экипажем артиллерийского трактора.

 

Кабина могла накрываться тентом. За кабиной находилась вместительная складская зона (кузов) с лебедкой для буксировки грузов или их затаскивания в кузов. Лебедка была оснащена двигателем.

После успешной демонстрации прототипа Schneider CD (Рис.1116) был выдан заказ на пятьдесят артиллерийских тягачей.

 

The Schneider CD's winches can be seen above the driver's compartment and at the rear - Source: François Vauvillier Schneider CD driver's position

Рис.1116 – Демонстрация Schneider CD.

 

В октябре 1916 года этот заказ был увеличен до пятисот штук. В такой ситуации фирме Schneider приказали приложить все усилия для завершения заказа на артиллерийский трактор даже в ущерб выполнения заказа на танки СА1. Однако первый серийный артиллерийский трактор Schneider CD был готов только в августе 1917г. К концу декабря 1917 года французской армии поставили 20 машин Schneider CD – т.е. в среднем производилось всего 5 артиллерийских тракторов в месяц. В 1918 году этот показатель вырос до восьми единиц в месяц. К 11 ноября 1918 года Шнайдер отгрузил армии 110 артиллерийских тракторов «Шнайдер». (Рис.1117)

 

Schneider CD towing an artillery gun up to the front in muddy conditions.

Рис.1117 - Schneider CD тащит орудие крупного калибра в условиях плохой проходимости.

 

Любопытно, что для транспортировки самих артиллерийских тягачей в войсках также широко применялся двухосный прицеп-транспортер с откидной аппарелью. (Рис.1118)

 

Le tracteur d'artillerie chenillé Schneider CD

http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/schneider_ca1/schneider_arv_2.jpg

Le tracteur d'artillerie chenillé Schneider CD

Рис.1118 - Транспортировка артиллерийского трактора Schneider CD.

 

После войны французская армия продолжала получать гусеничные тракторы Schneider CD. Поставки прекратились после 200-го автомобиля. План по производству 500 артиллерийских тракторов для французской армии не был реализован. Фирма Schneider произвела еще 130 машин типа CD для гражданского использования на фермах, для инженеров-строителей и работников лесного хозяйства.

Артиллерийские трактора Schneider CD применялись французской армией вплоть до лета 1940г, после чего некоторое количество этих машин перешло на службу вермахта. (Рис.1119)

 

Captured Schneider CD

Рис.1119 – Машины Schneider CD в качестве трофеев вермахта.

 

Вермахт применял эти машины как по прямому назначению, так и в качестве САУ под 50-мм орудие. (Рис.1120)

 

Diagram of the 5 cm Pak für Küstenbefestigung auf Selbstfahrlafette Schneider CD(f) self-propelled gun

5 cm Pak für Küstenbefestigung auf Selbstfahrlafette Schneider CD(f) German Army crew 5 cm Pak für Küstenbefestigung auf Selbstfahrlafette Schneider CD(f) self-propelled gun displaying a white flag

Рис.1120 – Немецкая САУ 5 cm Pak fur Kustenbefestigung auf Selbstfahrlafette Schneider CD(f).

На самоходке немцами выкинут белый флаг, место действия Ла Рошель, время май – июнь 1944г.

 

Весной-летом 1917г. французы пытались запустить в серию улучшенный вариант среднего танка – Schneider CA3. Машина получила несколько более длинную и широкую ходовую часть, чем СА1. На этой базе решили создать и новый вариант артиллерийского тягача, способного буксировать тяжелую 9-тонную гаубицу. К октябрю 1918г. фирма Schneider подготовила первый прототип, который получил обозначение Schneider CD3. (Рис.1121)

 

Schneider CD Char de dépannage

Рис.1121 – Артиллерийский тягач Schneider CD3.

 

На машине полностью отсутствовал корпус и кабина, зато помимо мощной лебедки со стрелой появился подъемный механизм – небольшой кран.

Прототип Schneider CD3 подвергся испытаниям в октябре 1918 года. Машина успешно справлялась с различными тяжелыми артиллерийскими орудиями, такими как 220-мм гаубица TR Schneider (масса 7,45 тонны) и 155-мм полевая пушка L Mle 1917 Schneider. Более того, было обнаружено, что CD3 был в состоянии буксировать 13-тонную гаубицу Canon 155 мм Grande Puissance Filloux (GPF) mle.1917. Однако заказ на серийное производство машины не поступил.

Французы также применяли в качестве артиллерийских тягачей разоруженные серийные танки Шнейдер СА1 и «Сен-Шамон» (Рис.1122).

 

Рис.1122 – Разоруженный Schneider CA1 и «Сен-Шамон» в качестве тягача и машины снабжения для артиллерии.

 

Немцы под транспортеры орудий пытались приспособить неудачные Orion-Wagen. 16 транспортеров на шасси Orion-Wagen были переданы в войска, но оказались малопригодными в таком качестве.

В 1918г. немцы на шасси легких танков LK-II проектировали полностью бронированный артиллерийский тягач-транспортер (Рис.1123).

 

Рис.1123 – Проект тягача-транспортера, 1918г.

 

     В общем, он напоминал танк LK-II, но боевое отделение было существенно удлинено. По бортам и в корме корпуса имелись двери. В качестве оборонительного вооружения в лобовом листе надстройки предусматривался один 7,92-мм пулемет, так, чтобы пулемётчик размещался чуть позади механика-водителя. Кроме того, в бортах находились амбразуры для пулемёта - башня на этой машине отсутствовала. Полный экипаж, вместе с пулеметчиком и расчетом орудия, составлял 6 человек.

 

Издательский центр «ОСТРОВ»
выпускает литературу по истории Карельского перешейка и Кронштадта.
В серии монографий по фортам крепости Кронштадт готовится к печати книга В.Ф. Ткаченко Форт «Обручев» брат «Тотлебена».
В ближайших планах шестая книга серии «Карельский перешеек. Страницы истории».
Наш адрес: zitadel@bk.ru